Голоса древнего Новгорода




Подписка

на новости




РЕЙТИНГОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ:     Действительно ли проросший картофель опасен для  |10 невероятных фактов об эффекте плацебо  |Масленок лиственничный, болотный. Перечный гриб.  |ПОДВОДНЫЙ ПЕТЕРБУРГ  |

Лента новостей  |   Лента комментариев  |   Интересное о разном  |   Опасно  |   Медицинские мифы  |   Необычное рядом  |   Животный мир  |   Изучаем историю  |  

Фито Центр » Изучаем историю » Голоса древнего Новгорода

Голоса древнего Новгорода

дата : 10-11-2022   /   Изучаем историю   /   просмотров: 229  / Оценить статью:

берестянная грамота

В Европе люди из поколения в поколение жили в одних и тех же каменных домах, дававших гарантию от пожара. У нас же после 1240 года практически вся Русь была полностью, «до конского копыта», разрушена ордами кочевников. Не подвергся разграблению лишь окруженными лесами Великий Новгород. Но на новгородской земле избы всегда строили из дерева. И было достаточно малейшей искры в жаркое лето, чтобы произошла катастрофа. В летописи на каждой странице можно встретить описание пожара… Да что летопись! Последний раз огонь уничтожил архивы Новгорода уже в XIX веке.

И вот, помимо богослужебных книг, спасшихся в монастырских книгохранилищах, от домонгольского времени до нас дошли лишь три пергаментных листа гражданской истории: копия XIII века грамоты 1130 года Мстислава Владимировича, сына Владимира Мономаха, духовная Варлаама Хутынского, игумена одного из новгородских монастырей, написанная в начале XIII века, и торговый договор Смоленска с немецкими городами, тоже начала 30-х годов XIII века.

Надо сказать, что наш русский мужик всегда был великим умельцем, неунывающим тружеником. И как только его дом сгорал, он сразу же начинал строить новый. И опять щедро, будто на века, наполнял его утварью, вырезал дивные наличники, вешал иконы. Посмотрите в музеях на старинные предметы, найденные при раскопках – даже на самую простую кухонную утварь, детали саней, шкатулки, расчески… Сразу видно, что делавший их мастер привык жить основательно и в достатке.

Археологи Новгородской экспедиции обнаружили письма, которым более семисот лет. Так, около 60 лет назад на Холопской улице Новгорода в слоях конца XIV века была найдена первая берестяная грамота. И сотни наших с вами предков, жителей богатейшего и культурнейшего города, будто ворвались к нам… со всем своим скарбом, чадами и домочадцами, из тьмы времени.

Всего берестяных грамот было 1007. Из них более четырехсот – домонгольского периода.

Кроме Новгорода записи на березовой коре обнаружены и в Старой Руссе, Твери, Смоленске, Торжке, Пскове, Москве, Рязани, в Белоруссии, на западной Украине. Но больше всего, более 900, — в Новгороде. Из этих грамот мы знаем, что древние новгородцы были талантливейшими мастерами и какие дальние земли, подобно легендарному Садко, посещали здешние купцы. Так, например стоит подойти к Софийскому собору и увидим, что западный портал этого храма украшен немецкими Магдебургскими вратами XII века. Русский мастер XIV века лишь добавил свои фигуры, перевел латинские надписи на русский язык, иногда, правда, со смешными ошибками. Но удивительно то, что такое количество жителей Новгорода в то время были грамотными!… Вот вам и темное глухое средневековье!

В слоях XI века в 2000 году была обнаружена старейшая во всем славянском мире книга. Цера (вощеная доска) начала XI века, где на трех небольших дощечках по воску были написаны псалмы 75, 76, а под ними – часть 67-го псалма, начало которого не сохранилось. Всем было интересно, почему 67-й псалом шел не по порядку, а после 76-го. Оказалось, что это на самом деле не совсем книга, а скорее аналог современной школьной доски, где надписи на воске легко стирались и на месте прежних наносились новые. Всего около 15 лет прошло с момента крещения Руси, и вот в Новгороде уже была школа, где дети изучали Псалтирь! И учителем в ней был, скорее всего, не соплеменник Кирилла и Мефодия, а пришедший в Новгород житель древнего Киева.

Изучая берестяные записи, ученые получили серьезное документальное подтверждение тому, что княжеская власть в Новгороде всегда была крайне слабой. И даже в IX веке первого из князей Рюрика, жившего на месте Новгорода племена: славяне — ильменские словени, кривичи и угро-финны – чудь, наняли как некого третейского судью. На фиксированную заработную плату, со всевозможными ограничениями. Запретили собирать дань, формировать бюджет, иметь собственные земли… Реально полностью самостоятельно князь мог решать только судебные споры.

А уже с 1125 года потомок Рюрика, Всеволод Мстиславович, потерял право заканчивать любое дело без санкции выбранного посадника.

По мере того как слабела власть князя, укреплялась «боярская демократия». Ежегодно в Новгороде шли выборы посадников, и, значит, каждый боярин получал реальную возможность стать одним из главных лиц в городе. Что, естественно, было крайне заманчиво.

Новгородцы имели огромные земли, под их контролем находился почти весь европейский север России. Все богатые и знатные горожане жили почти безвылазно в Новгороде. Ведь удалившись в свои имения, они сразу становились «анохоретами». Им, как легендарному римскому правителю Циницинату, оставалось лишь выращивать капусту. Но контролировать свои владения каждый помещик должен. Поэтому поначалу лишь как необходимое средство поддержания деловых связей, по всем новгородским вотчинам распространялась письменность. Многие найденные грамоты пришли в Новгород издалека: из Важанского погоста на реке Свирь, соединяющей Онежское озеро с Ладожским, в с верховьев Мсты, с Северной Двины, от озера Селигер, из Вышнего Волочка, Торжка, Старой Руссы… Их писали и старосты деревень, и управляющие поместий, и жалующиеся на этих старост и управляющих крестьяне.

XII – XIV века – расцвет Великого Новгорода. Развивались торговля, ремесла. Укреплялись связи со всем миром. Так, в слоях XI века на Троицком раскопе была обнаружена усадьба, где, судя по большому количеству характерных деревянных цилиндриков – пломб от мешков с ценными мехами, шла сортировка собранных самими новгородцами присланных в город податей. А потом, уже в XII веке, здесь же заседал главный суд Новгорода. В этот период грамотой владели уже многие торговые и ремесленные люди, их семейства…

Что же читали жители того древнего города? Нам сейчас известна, например, появившаяся в XV веке «Повесть о посаднике Добрыне». В ней рассказывается о том, как в начале XII века немцы решили поставить костел на месте, где уже стояла церковь Иоанна Предтечи. И посадник Добрыня за мзду согласился им в этом помогать. За это Добрыню покарал Бог: его ладья утонула в Волхове и земля не захотела принимать выброшенное на берег тело.

Если вам посчастливится побывать в Новгороде, выйдите вечерком из Знаменского подворья. Там находятся серые фрагменты той самой «говорящей» бересты, аккуратно зажатые между кусками прозрачного стекла. В этот час с Ярославова Дворища уходят последние экскурсанты, запираются двери музеев. Становится совсем тихо, слышится лишь далекий гул мчащихся по Большой Московской автомобилей, и, возможно, в этот момент вы ясно ощутите незримое присутствие толпы. Ведь здесь, по этим самым камням, по таким же, как в находящимся за Кремлем Троицком раскопе, деревянным мостовым проходили они – русские люди эпохи Возрождения. Ремесленники, торговцы, воины, богословы, музыканты…

И какие мы все на самом деле богатые, если все это тут. Рядом. Ведь живем мы с вами в трех рукопожатиях от Пушкина, в десяти – от Андрея Рублева и от авторов берестяных грамот…


                                                                                                                                          Оценить статью:

Ключевые теги: Археология | Распечатать | Жалоба |

Источник: http://tainy.net




Комментариев: 0

Добавить комментарий