Самым живучим на планете оказалось крохотное существо с ужасным видом

Фито Центр » Животный мир » Самым живучим на планете оказалось крохотное существо с ужасным видом

Самым живучим на планете оказалось крохотное существо с ужасным видом

дата : 25-01-2022   /   Животный мир   /   просмотров: 381  / Оценить статью:
Кликните, чтобы просмотреть в полный размер
Внешний вид этих микроскопические беспозвоночных, если их увеличить в размере, вызывал бы ужас. Было время, когда тихоходок, известных как водяные медведи, нещадно «жабили», издеваясь над внешней неказистостью.
Кликните, чтобы просмотреть в полный размер
Однако и здесь внешность оказалась лишь ширмочкой для уникальных способностей животного: они – самые живучие из живого мира на Земле. Тихоходки умеют выживать при нереально экстремальных температурах, высокой радиации, чрезмерном обезвоживании, и даже в условиях космического вакуума. Новые эксперименты доказали, что беспозвоночные выдержат почти все природные катаклизмы, любую катастрофу, которая может случиться на планете.
Учёные давно изучают выносливых крошечных существ, но только недавно их генетический анализ помог частично понять, почему беспозвоночные столь сверхъестественно живучи. Специалисты из Эдинбургского университета (Шотландия) расшифровали ДНК двух видов тихоходок и, в частности, открыли два гена, ответственных за их восстановление после чрезмерного иссушения, сообщает PLOS Biology.
При наступлении неблагоприятных условий они впадают в анабиоз, которое может длиться годами, а при наступлении благоприятных – быстро оживают. Выживают тихоходки за счет ангидробиоза – способности впадать в спячку от недостатка воды. При иссушении они втягивают в тело конечности и сокращаются в объёме. Поверхность покрывается восковой оболочкой, препятствующей испарению. При анабиозе их метаболизм падает до 0,01 %, содержание воды доходит до 1% от нормального состояния. Известен случай, когда мох, взятый из пустыни, спустя 120 лет после его иссушения, поместили в воду, и тихоходки, находящиеся в нём, не только ожили, но и стали размножаться.
В ходе исследования учёные обнаружили, что сверхживучестью тихоходки обязаны своим генам. Сухая среда активизирует работу генов, вырабатывающих белки, которые восполняют в клетках недостаток воды. Как только среда снова становится влажной, клетки вновь заполняются водой, а белки растворяются. По мнению исследователей, поняв и изучив механизм врожденной устойчивости к экстремальным условиям, человек сможет решать некоторые насущные проблемы. В частности, живые вакцины можно будет транспортировать на большие расстояния, не заботясь о непременном условии хранения их в холодильнике.
Полупрозрачное тело у тихоходок имеет размер 0,1–1,5 мм, оно состоит из 4-х сегментов, головы, 4-х пар коротких и толстых ножек с одним разветвлённым коготком. Скорость их передвижения – всего 2- 3 мм/мин. У тихоходки существуют системы – пищеварительная, выделительная, нервная и половая, но отсутствуют дыхательная и кровеносная: дыхание кожное, а роль крови выполняет заполняющая полость тела жидкость. Из-за микроскопических размеров и способности переносить неблагоприятные условия, они обитают почти повсеместно – высоко в горах, в морских глубинах, в горячих источниках и подо льдом. Распространяются пассивно — ветром, водой, различными животными. Питаются тихоходки жидкостями растений и водорослей, на которых обитают, в свою очередь, служа добычей для клещей и ногохвосток.

Источник: https://www.meteovesti.ru/news/63640399202-samym-zhivuchim-planete-okazalos-krohotnoe-suschestvo-uzhasnym-vidom