Что такое ЗМУ, и как с ним...




Подписка

на новости




РЕЙТИНГОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ:     Действительно ли проросший картофель опасен для  |10 невероятных фактов об эффекте плацебо  |Масленок лиственничный, болотный. Перечный гриб.  |ПОДВОДНЫЙ ПЕТЕРБУРГ  |

Лента новостей  |   Лента комментариев  |   Интересное о разном  |   Опасно  |   Медицинские мифы  |   Необычное рядом  |   Животный мир  |   Изучаем историю  |  

Фито Центр » Охота » Что такое ЗМУ, и как с ним...

Что такое ЗМУ, и как с ним...

дата : 13-12-2019   /   Охота   /   просмотров: 481  / Оценить статью:

 

Не секрет, что для ряда субъектов Российской Федерации согласование лимитов добычи охотничьих животных с уполномоченным федеральным органом (Минприроды России) в 2014 году стало непростой задачей. При отсутствии в приказах Минприроды четко установленного порядка согласования лимитов регионы выкручивались как могли, лишь бы не сорвать сроки охоты и саму охоту как таковую.

Фото Виталия Кошкина

Фото Виталия Кошкина

Лимиты и квоты добычи являются краеугольным камнем в ведении охотничьего хозяйства. Они затрагивают интересы всех: уполномоченного государственного органа, охотпользователя, охотника.

Каждый лось или косуля в квоте хозяйства — это не только коллективная охота, но и деликатес на столе охотника.
Но в этом году Минприроды решило, что надо рассчитывать квоты только с помощью зимнего маршрутного учета (ЗМУ), что и стало в руках Минприроды надежным механизмом воздействия на регионы. Кстати, сама методика ЗМУ — совсем не предел совершенства (каждый егерь знает изъяны) и тема для отдельного разговора. Самое интересное здесь то, что такой механизм законодательно не установлен и является «изобретением» департамента охоты.

Не раскроем секрет — 14 июня 2014 года из охотничьего департамента Минприроды России электронным письмом без официальной подписи в регионы ушла рекомендация «О порядке представления на согласование материалов, обосновывающих лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов» (то, что проект лимита на территории субъекта Российской Федерации не позднее 15 июня должен быть направлен на согласование в Минприроды России, видимо, забыли, так что рекомендация была более чем «свое­временной»).

Рекомендовано «для регионов, использующих в качестве основного метода государственного мониторинга охотничьих ресурсов зимний маршрутный учет (ЗМУ), для расчета квот добычи вида охотничьих ресурсов используется численность и плотность его населения, рассчитанные по данным ЗМУ».

Мы много общаемся с коллегами и знаем, что часть лимитов согласовали быстро, а отдельных «счастливчиков» вызывали на ковер, запрашивали дополнительные данные и «рассматривали их под лупой», проверяли все ведомости и… когда нужно, находили изъяны.

А как же иначе, приказ по ЗМУ подготовил департамент охоты, проверку материалов ЗМУ проводит он же, согласование лимитов проводит тоже он. Найти ошибки, забраковать ведомости, признать результаты ЗМУ недостоверными труда не составит. А это значит — прощай лимит.

Между тем обязательность применения конкретных методов сбора сведений о численности (в том числе и метода ЗМУ) для охотпользователей не установлена. Ни законом об охоте, ни законом о животном мире, ни многочисленными приказами Минприроды России не установлена взаимосвязь метода ЗМУ с установлением лимитов и квот добычи. Более того, у Минприроды России отсутствуют полномочия по проверке данных ЗМУ, это дело контролирующего органа; контрольных полномочий ни министерство, ни его учреждения не имеют.

Попробуем понять степень урегулирования вопроса.

Законом об охоте, статья 24, предусмотрено, что при исчислении лимита добычи охотничьих ресурсов учитываются их численность, размещение в среде обитания, динамика состояния и другие данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания. Сам лимит добычи охотничьих ресурсов исчисляется на основе нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов.

По закону квота добычи охотничьих ресурсов в отношении каждого закрепленного охотничьего угодья определяется в соответствии с заявками, представленными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения.

Однако Минприроды решило само для себя, что есть что.

Квота добычи охотничьих ресурсов (приказ Минприроды России от 29 июня 2010 г. № 228) для закрепленных охотничьих угодий определяется органом исполнительной власти на основании заявки охотпользователя в пределах установленных нормативов допустимого изъятия на основании данных о численности заявленного вида охотничьих ресурсов.

Как следует из приказа № 228, уполномоченный орган субъекта определяет лимит добычи каждого вида охотничьих ресурсов по субъекту Российской Федерации как сумму квот добычи охотничьих ресурсов в различных охотничьих угодьях. То есть в приказах все ровно наоборот.

Возникает вопрос, что первично и что вторично, следует ли определять лимит и квоту по закону или по приказу Минприроды? Почему подзаконный нормативный акт противоречит самому этому закону?

Если анализировать текущий год, то система согласования министерством лимитов (и, кстати, квот тоже, поскольку в материалах, направляемых на согласование, квоты представлены) на сегодняшний день пытается дублировать старую советскую систему установления лимитов сверху вниз, с федерального уровня на уровень регионов, с теми же звонками и ходоками в Москву.

Только Минприроды пошло еще дальше — теперь Москва проверяет квоту каждого хозяйства, раньше до этого не додумались.
То есть Минприроды сегодня пытается устанавливать лимиты и квоты, как в советское время, а должно по закону лишь согласовать или не согласовать лимиты (а квоты здесь вообще ни при чем!).

Однако как раз старая система лимитирования подвергалась критике за возможную предвзятость (сейчас это называется — коррупциогенность) и была изменена «Законом об охоте». Основным постулатом изменений, судя по всему, было то, что охотпользователь и регион лучше Москвы знают, что творится в их лесах, тем более что и полномочия по государственному мониторингу переданы на региональный уровень.

Закон вроде бы предусмотрел защиту от ретивых чиновников — охотпользователю самому дано право определить квоту добычи у себя в хозяйстве и направить соответствующую заявку в госорган и даже оспорить в суде уменьшение этой заявки, но не тут-то было.

На сегодня Минприроды произвольно трактует и использует на практике положения собственных приказов (№№ 1, 228, 344, 963). При этом надо отметить, что министерством в приказе № 228 установлен полный перечень для отказа (охотпользователю) в установлении квоты.

То есть, если уполномоченный по охоте орган субъекта РФ принял заявку охотпользователя на установление квоты, суммировал все заявки, рассчитал лимит добычи, то каким образом можно откорректировать такой лимит из Москвы? А тем более тогда, когда этот лимит получил положительное заключение государственной экологической экспертизы?!

Повторюсь, нигде не установлена обязанность расчета квот по методике ЗМУ. Поэтому все попытки привязать расчеты лимитов, квот к методике ЗМУ (и наказывать за мнимые нарушения) — это, если очень мягко говорить, самодеятельность со стороны Минприроды.

Итогом согласования лимитов в 2014 году стало произвольное снижение объемов добычи для нескольких регионов. Это уже начинают чувствовать наши охотники. Причина, якобы некачественный учет животных. Как показывает анализ, качество подготовки приказов Минприроды оставляет желать лучшего, но анализировать и исправлять их, чтобы сделать работу по согласованию лимитов прозрачной и понятной процедурой, чиновникам, видимо, недосуг.

При этом Минприроды признает высокий уровень нелегальной добычи, в том числе копытных животных, пугая всех цифрами в миллиарды рублей. Не вызывает сомнений то, что блок вопросов — учет животных, государственный мониторинг, установление квот и лимитов добычи до конца не урегулирован.

Но такие вопросы, прямо затрагивающие интересы охотников, охотпользователей, регионов, надо бы решать за «круглыми столами» совещаний со всеми заинтересованными сторонами, а не пытаться лавировать между собственными несовершенными приказами.

Может быть, нужно открыто заявить о проблемах отрасли и так же открыто их решать? Понятно, что специалистов-охотоведов высокой квалификации в столичный департамент для работы сыскать трудно, но на то есть профессиональное сообщество, всегда готовое помочь. Только слышать его надо, руку протянуть! Имеющий уши да услышит!


                                                                                                                                          Оценить статью:

| Распечатать | Жалоба |

Источник: http://www.ohotniki.ru




Комментариев: 0

Добавить комментарий