Подписка

на новости




РЕЙТИНГОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ:     Умная Земля сама себя подогревает ради людей  |Сокотерапия при онкологии  |Заговоры при артритах и артрозах.  |Почему у вас «плачет» свеча  |

Лента новостей  |   Лента комментариев  |   Интересное о разном  |   Опасно  |   Медицинские мифы  |   Необычное рядом  |   Животный мир  |   Изучаем историю  |  

Фито Центр » Терапии » Фитотерапия » Некоторые исторические данные о фитотерапии аллергических болезней

Некоторые исторические данные о фитотерапии аллергических болезней

дата : 26-01-2020   /   Терапии / Фитотерапия   /   просмотров: 306  / Оценить статью:

Некоторые исторические данные о фитотерапии аллергических болезней

 

Е.Г.Римко, В.Ф.Корсун

           

Белорусский государственный медицинский университет (Минск)                    

Институт фитотерапии и натуральной медицины (Москва)

             Годы как птицы. Что-то забывается, что-то остается в нашей памяти, но чаще в тех или иных  книгах. Это относится и к проблеме аллергических болезней. Они, похоже, появились вместе с человеком. Но только в глубокой древности греческим врачом Гиппократом (460 - 377 гг. до н.э.) ввел впервые термин ,,астма,,, что в переводе с греческого означает ,,удушье,,. Были предложены  средства лечения, в том числе и растительного происхождения, многие из которых заимствованы из египетской практики. Гиппократ описал 236 растений, признанных древнегреческой медициной.

           Со времен появления термина ,,экзема,, в 543 г у греческого врача Аэция из Амиды им долго обозначались некоторые заболевания, ничего общего не имеющие с теми, которые мы сейчас относим к экземе.

           Но только в 1922 г американский аллерголог Соса предложил одну из форм бронхиальной астмы называть атопической. ,,Атопия,, в переводе с греческого означает ,,неуместность,, ,, странность,,  ,,особенность,,. В медицинском понятии - это странная, необычная болезнь. В настоящее время атопическую аллергию одни ученые называют конституциональной аллергией, другие - наследственной, третьи - просто аллергией.

       Шли годы, менялись взгляды на происхождение, проявления и в том числе и лечение аллергических заболеваний. Определенную роль в  комплексной терапии аллергии следует отнести и лекарственным растениям. Казалось бы - парадокс. Все мы знаем и не отрицаем, что ряд растений вызывает аллергию. Но, к большому сожалению, не все знают , что  при некоторых  аллергических заболеваниях значительную пользу могут оказать наши постоянные спутники жизни - растения.

         На протяжении веков человека окружали и окружают растения. Беспомощный перед силами природы первобытный человек в разнообразных, близко растущих от жилища растениях искал средства против одолевавших его растений. Накопившийся опыт по использованию лечебных свойств растений привел к появлению народной медицины. Она постепенно отбирала те лечебные свойства растений, которые казались особо информативными.

       В археологических раскопках, в том числе и в России, естественно, не могли сохраниться остатки лекарственных растений, которые использовал первобытный человек. В течение десятков сотен тысячелетий они истлели без следа.

       В источниках письменности древних времен можно найти многочисленные сведения о эффективных средствах лечения ряда аллергических болезней теми или иными растениями.

        Первое медицинское сочинение в виде энциклопедии или лечебника принадлежит древнеримскому врачу Авлу Корнелию Цельсу (1 в. до н.э.). В восьми книгах ,,О медицине,, он обобщил медицинскую литературу того времени от Аюрведы Сушруты до трудов Асклепиада.

         Первый греческий  травник, написанный афинским врачом Диоклесом, появился около 350 лет до н.э., однако до нас он не дошел.

          Автор нового учения о лекарственных растениях - римский врач и фармацевт Клавдий Гален (около 130 - около 200 гг. до н.э.). он был инциатором получения препаратов из растительного сырья с помощью различных растворителей. Продукты обработки лекарственного сырья - настойки, экстракты  и теперь называют галеновыми препаратами.

        На протяжении многих веков популярностью пользовался труд известного врача и мыслителя Ибн Сины (Авиценны) ,,Канон врачебной науки,, , в котором для лечения аллергических заболеваний рекомендовались свыше 900 лекарственных средств и способов их применения. 

         Лечение аллергических болезней со времен армянского врача Мхитара Гераци было одним из  ведущих направлений в средневековой армянской медицине. Эти болезни рассматривались в средневековых лечебниках как разновидности лихорадок. Из них отдельно рассматривались крапивница (в арабской терминологии ,,шара,,) и бронхиальная астма (,,рабу,,).

        Для лечения аллергических лихорадок в книге ,,Ненужное для неучей,, рекомендуется целый ряд растительных средств. Большинство из них были получены из целебных растений Армении, а также стран Востока. В средневековой армянской ботанике для обозначения местных видов нередко использовались названия растений, описанных Диоскоридом для флоры Греции, Италии и некоторых других европейских стран.

          Весьма эффективным средством для лечения крапивницы почитался корень аира, который изредка встречается во флоре современной Армении, куда, как и в страны Европы, был занесен при том недуге, который именуется ,,шара,,. В первый день следует дать выпить полтора драма,   а на второй день - полмтхала, а на третий день - один драм. И недуг полностью пройдет. В современной медицине его противоаллергические свойства практически не изучены.

       В фитотерапии аллергических болезней в прошлом использовалась также полынь, лечебный спектр которой был изучен гораздо лучше, чем в наши дни. Растение считалось эффективным средством при бронхиальной астме, обладая, помимо противоглистных свойств, которые известны и в современной медицине, и некоторыми другими ценными свойствами. ,,Лучшим видом,  - сказано в книге ,,Ненужное для неучей,,, - является желтая (полынь), привозимая из Армении... Она помогает при одышке и астме,,.

         Близким спектром лечебного действия, по данным Амирдовлата, обладает и другие растение из семейства Asteraceae - девясил высокий, распространенное во многих районах Армении. Сок его корневища в смеси с медом назначали при бронхиальной астме и астматических бронхитах. В механизме его действия главная роль принадлежит компонентам эфирного масла - сесквитерпеновым лактонам (Золотницкая, 1965)..

        В средневековой армянской медицине в качестве противовоспалительных и противоаллергических средств использовались лекарственные вещества, выделенные из представителей эфирномасличного семейства губоцветных - дубровника, шандры, майорана, иссопа и тимьяна. Относительно шандры Амирдовлат пишет.,,Это травянистое растение с четырехгранным узловатым стеблем...А если ее корень растолочь и просеять, смешать с медом, с которого снята пленка, приготовить  кашку и дать при кашле, то поможет. Она очень полезна при астме и удушье. А если сварить, приготовить полоскание, добавить шесть драм листьев шандры, то поможет и прекратит (кашель). И поступай так в течение шести дней. Это очень полезно для груди. Испытано многократно,,.

       В медицине Востока масло масличного дерева (культурного и дикого) издавна применялось как противоаллергическое средство. Ибн Сина писал в ,,Каноне: ,, ,,Масло диких маслин (употребляется) при роже, герпесе и крапивнице... Черные маслины с косточками  принадлежат к числу курений, которые применяются при астме и заболеваниях легких,,.

         По тем же показаниям часто назначались препараты из кустарникового жасмина, средиземноморского вида. Амирдовлат писал: ,,Если шесть драм его (корня) сварить в 120 драмах воды, пока не останется половина, отжать, прибавить равное количество сахара и смешать до полного растворения, то поможет при хроническом кашле и удушье.... Помогает и при астме,,.

        Кроме того, ряд растений, обладающих, по данным Амирдовлата, высокой противоаллергической активностью, а качестве компонентов эфирного масла содержат наряду с сесквитерпенами, сесквиартемизол, например,  цитварная полынь, девясил, аир. В эту группу входят и растения, наделенные гормональными свойствами (шандра, воробейник, чернушка, подорожник и др.) и широким спектром противоаллергического и противовоспалительного действия (Вардан-ян,1987).

         Отрывочные сведения по врачеванию  на Руси можно найти в лечебниках, житиях, летописях, юридических актах, но они даже вместе не в состоянии вооружить исследователя должным материалом для составления систематического и полного очерка на указанную тему.

        Состав болезненных форм в  северо-западной части Руси значительно отличается от заболеваний, тем более от заболеваний, которые встречаются на юге. Значительное число болезней возникало из-за голода, бесхлебицы, неурожаев, вследствие зараженности зерна патогенными грибами. Причиной других болезней являлась простуда - действие холода и сырости.

       О связях между кусами комаров, мошек, клещей и заболеваниями человека в средние века не подозревалось. И если борьба с ,,мшицами,

комарами и оводами,, все-таки велась северянами, то она имела своей целью лишь стремление избежать мучительных укусов, тем более, что насекомых в лесах, у болот была масса. ,,Многое множество комаров и оводов яко рой бяши видети толкущеся, обседаху все лице и шию и плечи и пияху кровь не щадно,,(Житие Антония Сирийского, ХУ1 в.). Для отпугивания комаров в домах и хлевах жгли горы ,,можжееловых ветвий,, хвои и навоза. Носильные колпаки головные пропитывались дегтем в смеси с ворванью. Этим же составом с прибавлением рыбьей желчи смазывали себе птичьим крылом руки, ноги, а скотине - все тело(Богоявленский, 1966)

        Надо отметить и важность памятников медицинской письменности Севера Руси, иногда относящиеся ко временам Киевской Руси, монгольского владычества. Книги хранились преимущественно в монастырях и содержали сведения и по использованию растительного сырья при аллергических заболевания. Среди многочисленных приемов врачевания на Севере можно упомянуть кровопускание, ,,жежение,,(каутеризация, мокса), заволоки, акупунктура и средства промывательные, рвотные, отхаркивающие, чихательные и потоотделительные.

        При сухотной (туберкулезе, бронхиальной астме, хронической пневмонии) ставили на здоровые участки тела кусочки зажженного березового трута, приклеивавшегося к коже, в виде свечки. Трут иногда посыпался сверху ,,по уголию разженому,, солью, порохом. Такое ,,жежение,, считалось наиболее действенным. Прижигание трутом, ватой, водорослями, мягкой сердцевиной растений на Дальнем Востоке (Япония, Китай, Монголия, Тибет) носило название ,,моксы,,. У русских же это в древности именовалось ,,свечкой,,, пальцем,, гвоздочком,, ,,пяткой для жежения,,.

       Северяне умело использовали и такие лечебные факторы, как тепло и холод. В домашних условиях употребляли ванны (,,саженки,,), но самым излюбленным средством лечения были народные ванны. В лечебниках помещались целые разделы о пользе ,,вхожьдения баннаго,,.

        Старинная  народная фармакопея Руси, созданная в ХУП в. на основе  изучения лекарственных трав и растений, мало отличалась от современной. В лесной зоне и поныне заготавливаются лапчатка, сушеница, лишайники, сфагновые мхи, брусника, морошка, можжевеловые

ягоды, черника, малина, толокнянка, дягиль, шиповник, клюква и др. Самое большое распространение в народном врачевании северян издревле прибрели ,,зелия,, леса(Корсун и соавт.,1998).

        Настои сосновых и еловых почек, собранных весной, принимались внутрь  при болезнях дыхательных путей. Подсоленной хвойной выжимкой лечили болезни сердца, давали ее при грудных болезнях, а как наружное применяли при ,,камчюге,,. Из хвои и ветвей умели перегонять (,,перепущати,,) с водяными парами дистиллят, применявшийся для лечения многих болезней. Из хвои готовили горячую ,,купель,,  - так назывались лечебные ванны.

        В далекую старину   россиянами в лечении аллергических заболеваний кожи, легких широко пользовались такими растениями, как багульник, клюква,  ольха, штиповник, можжевельник, рябина и др. Водочные настойки цветков и травы багульника наружно употреблялись как средства против простуды, при кожном зуде, укусе насекомых, что и сейчас заслуживает внимания к этому эффекту. Дым от сжигания смоченнного водою багульника давали  вдыхать при ,,вдуше,, - состоянии затрудненного дыхания, которое возникает при хроническом бронхите, бронхиальной астме, коклюше. В последнем случае окуривалась, в которой находился больной ребенок.

         Внутрь моченую ягоду морошки давали для уменьшения кашля, при абсцессах легких, бронхите с гнойной мокроте.,,Пити пять, шесть дни утре и в полдень и вечере, и тако апостему в плюче (нагноении в легком). Морошковая  вода  употреблялась и как полоскание ,,ръта и горъла, егда у кого язычек отпадеть или у кого жаба во рте бываеть,,(Богоявленский, 1962).

         В уникальном источнике медицинских знаний древности ,,Книга глаголемая ,,Прохладный вертоград,,(1996) нередко можно найти сведения об использовании ряда лекарственных растений при простуде, ангине, крапивнице, экземе, кожном зуде, при которых аллергия играет немаловажную роль. Даны сведения о применении бобкового (оливкового) , кропового (укроповое), виоловое (из трехцветной фиалки),беленное, маковое, ореховое, кедровое масла. Многие лекарственные средства из растений нередко смешивали с медом, уксусом, поташом, водкой, маслом. ,,Анисовое масло внутрь приято - помогает от  кашлю и хракотину  слабит, и пространство в грудех отворит, и тяжко воздыхающим помогает,,.

          Некоторые полезные сведения могут и сейчас с пользой использоваться в лечебной практике по рекомендациям  и под наблюдением врача. В те давние времена  составитель Прохладного Вертограда писал на одной из страниц этой уникальной книги, вышедшей мизерным тиражом (1000 экземпляров).,,Смотри ум, о человече, известная соблюдай, да не хулу положиши на древние мудрецы - на Галия, на Ависения и Ипократа, и на прочая, и на наше смирение,,. 

        Одна из важных тем, касающихся будущего фитотерапии и в частности, аллергических состояний и заболеваний, звучит    так - что связывает и что разде-ляет аллопатическую медицину и традиционные медицинские системы, в част-ности, индийскую, аюрведу, тибетскую, китайскую, японскую, дневнерусскую медицину...

            Аллопатия и древние системы каждая для своего времени, являясь наиболее лучшими способами лечения. Вопреки тому факту, что знания о традиционной медицине во многом утеряны, время аккумулировало многое из народной  традиции. Некоторые способы лечения выдержали испытание временем, в течение сотен и тысяч лет они поддерживали здоровье людей, обеспечивая само существование древних культур. Это делает их приемлемым для предупреждения и лечения хронических болезней. С другой стороны, в срочных и угрожающих жизни ситуациях, а также при хирургических вмешательствах ярко проявляются преимущества современных технологий.

          Различие и сходство между этими двумя мирами говорят не о замене одной системы другой, а о процессе взаимообогащения и о необходимости дальнейшего изучения древних систем.

 

Литература

 

Амирдовлат Амасиаци. Ненужное для неучей. – М.,1990, 860 с.

Богоявленский М.А. Медицина у первоселов русского Севера. – М.,1966.-160 с.

Варданян С.А. Лекарственные растения гормонального и антитоксического

действия в средневековой армянской медицине//Биол.мед.журн.,1986. – Т.39.-

С.624 – 633.

Золотницкая С.Я.Лекарственные ресурсы флоры Армении.–Ереван.1958.-326 с.

Корсун В.Ф. и соавт.Фитотерапия аллергических болезней кожи. – Мн.,1998.

426 с.

Книга, глаголемая «Прохладный Вертоград»/ Сост.,предисл.,перев., коммент.,

Т.А.Исаченко. – М.,1997. – 412 с.

По материалам РАНМ, Кафедра фитотерапии РУДН


                                                                                                                                          Оценить статью:

Ключевые теги: Аллергия | Распечатать | Жалоба |

Источник: https://fito-center.ru

Поделиться новостью:




Комментариев: 0

Добавить комментарий