Подписка

на новости




РЕЙТИНГОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ:     ПОДВОДНЫЙ ПЕТЕРБУРГ  |ВОСАК 40 Ч.2 Для верующих  |Кратко о витаминах  |ВОСАК 40.  |

Лента новостей  |   Лента комментариев  |   Интересное о разном  |   Опасно  |   Медицинские мифы  |   Необычное рядом  |   Животный мир  |   Изучаем историю  |  

Фито Центр » Интересное о разном » 10 вещей о памяти, которые мы понимаем неправильно

10 вещей о памяти, которые мы понимаем неправильно

дата : 13-12-2020   /   Интересное о разном   /   просмотров: 171  / Оценить статью:

Наша память участвует практически во всех действиях, которые мы выполняем ежедневно. Без неё мы не смогли бы вспомнить собственное имя и как нужно ходить, есть и так далее. Прошлое стало бы для нас полной загадкой, а, не зная его, мы бы шли по жизни растерянно, не понимая, что происходит вокруг.

В данной статье Вы узнаете о десяти самых распространённых заблуждениях относительно памяти.



1. Наша память определяет то, кем мы есть

Большинство людей считают, что память является статической или, по меньшей мере, достаточно стабильной. Заблуждение такого рода вполне понятно, ведь долгое время многие учёные думали точно так же. Недавно нейробиолог Карим Надер провёл исследование, результаты которого показали, что наша память и близко не является стабильной, как мы когда-то полагали. Согласно общераспространённому мнению, то, что было консолидировано или закодировано в долговременной памяти, уже нельзя изменить с течением времени.

Однако исследование Карима Надера показало, что это совсем не так. Тема памяти его начала интересовать ещё в детстве, после террористических актов в США 11 сентября 2001 года, невольным свидетелем которых он стал. Это заставило Надера задуматься над тем, можно ли каким-то образом изменить воспоминания о прошлом.

Его исследования показали, что когда мы о чём-либо вспоминаем, происходит своего рода процесс реконсилидации памяти. Другими словами, мы можем незаметно изменить наши воспоминания, основываясь на том, каким бы нам хотелось видеть мир сегодня. Это также помогает нам придать всему в нашей жизни правильный контекст.

2. Мне просто нужно это запомнить

Самым распространённым методом запоминания информации в школе, например, по-прежнему остаётся зубрёжка. Но ученые доказали, что когда мы читаем новости, нам больше новости в фотографиях. Это и понятно, но подобные новости плохо запоминаются, потому что читатель запоминает фотографию, а не материал. Вы пишите либо произносите вслух слова, фразы, набор математических формул и прочее до тех пор, пока не запомните их. Многим ученикам и учителям данный способ запоминания может показаться эффективным и действенным, но на самом деле это не так. Вся информация, которую Вы заучиваете наизусть, откладывается в долговременную память, однако вспомнить её Вам будет очень сложно из-за отсутствия надлежащего контекста.

По этой причине многие педагоги выступают за то, что нужно учить детей не заучивать материал наизусть, а мыслить критически и соотносить информацию с чем-либо.

3. Она придёт ко мне чуть позже

Часто ли хорошие идеи вылетают у Вас из головы так быстро, как и пришли? Что Вы делаете при этом? Сначала пытаетесь отчаянно вспомнить их, а после со словами «Она [идея] снова придёт ко мне чуть позже» переключаетесь на что-нибудь другое. К сожалению, в большинстве случаев этого не происходит. Причиной нашей уверенности является заблуждение относительно того, как работает память. Чтобы информация закрепилась в долговременной памяти, она должна сначала пройти процесс кодирования, который занимает определённое время. Чем дольше он длится и чем больше затрачивается усилий, тем прочнее сохраняется что-либо в нашей памяти.

Если идея, которая ускользнула от Вас, является абсолютно новой, и Вы её тотчас же забыли, то вряд ли она снова придёт к Вам в голову, поскольку на самом деле это не имеет никакого отношения к памяти.

4. Достоверность свидетельских показаний

В последние годы психологи советуют судьям и присяжным не доверять особо показаниям свидетелей, поскольку на них, как правило, не стоит полагаться как на единственный допустимый способ определения вины. Так, например, представители «Проекта невиновности» (англ. "Innocence Project"; легальная некоммерческая организация, которая использует ДНК-анализы для того, чтобы помочь реабилитироваться людям, ошибочно осуждённым за убийство) выяснили, что из двухсот заключённых почти три четверти оказались в тюрьме из-за неправильных показаний свидетелей.

Как мы упоминали ранее, нам не нужно многого для того, чтобы изменить воспоминания о прошлом; то же самое касается и свидетелей. Их первоначальные показания могут быть верными, однако за тот промежуток времени между событиями и допросами полиции или прокурора меняется многое, и, в конечном счёте, люди выдают совершенно извращённую версию событий, отличную от того, что произошло на самом деле.

5. Забытые сны

Сны – это то, что наука до конца не в состоянии объяснить. Учёные давно пытаются понять, почему одни люди хорошо помнят сны, а другие забывают.

Недавно исследователи обнаружили, что у тех, кто склонен запоминать сновидения, наблюдается больший приток крови к определённым участкам головного мозга, что вызывает повышенную психическую активность, когда человек дремлет.

Оказывается, что наш мозг не способен переводить новую информацию в долговременную память, пока мы погружены в сон. Люди, которые регулярно видят сновидения, на самом деле из-за окружающих раздражителей могут ночью просыпаться на мгновение (даже не осознавая этого), что позволяет их бодрствующему мозгу перенести детали снов в долговременную память.

6. Эйдетические образы

Эйдетические образы отличаются от обычных тем, что человек продолжает воспринимать предмет в мельчайших деталях даже тогда, когда он его не видит перед собой. По мнению тех, кто верит в данную способность, эйдетические образы, как правило, являются чёткими и подробными, хотя и не обязательно абсолютно точными. Информации по данной теме есть очень мало, и не все даже уверены, что эйдетические образы – явление реальное.

Почти все современные исследования по этому вопросу были проведены супружеской парой Хэйберс, которая пыталась найти доказательства существования эйдетических образов. Впоследствии они признали в своей монографии недостатки проведённых ими экспериментов.

Других исследователей, которые пытались повторить эксперименты Хэйберс либо выполнить их, придерживаясь собственной методики, также ждало разочарование.

Впоследствии Хэйберс стали утверждать, что эйдетические образы наблюдаются только в детском возрасте, а после – исчезают. Другие же исследователи начали думать совсем наоборот.

7. Негативные воспоминания

Некоторые люди считают, что позитивные воспоминания намного сильнее негативных. И в этом есть смысл, поскольку мы всегда хотели бы помнить только хорошее и забывать о плохом. Люди, которые фокусируются лишь на приятных моментах жизни, определённо существуют, но в меньшинстве. Оказывается, что негативных воспоминаний в нашей голове всегда больше, нежели позитивных. И тому есть вполне логическое объяснение. Когда Вы счастливы, Вашему мозгу практически не нужно ничего делать. Вам приходится включать его только тогда, когда необходимо найти выход из плохих ситуаций, например. Когда Вы пребываете в воодушевлённом состоянии, Вас ничего не беспокоит. Вы отдыхаете, как и Ваш мозг.

Однако, по мнению психологов, поиск решения проблем занимает у нас большую часть мыслей, поэтому мы склонны чаще придавать значение негативным ситуациям. Исследователи обнаружили следующую закономерность: как только человек разберётся с беспокоящей его проблемой, это тут же откладывается у него в памяти и ассоциируется впоследствии с негативом.

8. Забывание после сеанса гипноза

Существует два основных типа гипноза. Один применяется на сцене во время шоу, другой – в кабинете врача. Первый у большинства людей ассоциируется с магом, который держит в руке маятник и просит зрителя, «случайным образом» выбранного из зала, сфокусироваться на его движении, повторяя при этом слова «Ваши веки становятся тяжелыми, и Вам хочется спать». Вскоре человек впадает в глубокий гипнотический транс и начинает выполнять на сцене различные причудливые вещи, заставляя аудиторию охать и ахать от восторга. После он приходит в себя и утверждает, что абсолютно ничего не помнит. Это привело к появлению заблуждения, согласно которому после сеанса гипноза наступает лёгкая амнезия.

Правда заключается в том, что маги для проведения гипнотического сеанса выбирают из зала подставного человека. Тем не менее, когда они выполняют настоящий гипноз, то, как настоящие профессионалы, находят среди присутствующих наиболее внушаемых людей и приглашают их на сцену. Причина заключается в том, что в действительности гипноз не может заставить кого-либо выполнять действия, которые ему не нравятся. Амнезия после гипнотического сеанса бывает только в том случае, если инструкции даются чётко, недвусмысленно. Более того, забыть то, что происходило во время сеанса гипноза Вы сможете, если только сами того пожелаете – ни один гипнотизёр в мире не заставит Вас это сделать.

9. Мы знаем, откуда берутся воспоминания

Большинство людей утверждают, что имеют чёткое представление о том, где они были, когда впервые что-то вспомнили, и от кого или откуда узнали об этом. Но как оно есть на самом деле? В психологии существует такое понятие, как «источник путаницы». Вы наверняка оказывались в такой ситуации, когда сначала поделились с человеком какой-либо информацией, а спустя некоторое время стали утверждать, что именно он первым рассказал Вам об этом.

Заблуждения относительно источника воспоминаний могут очень сильно запутать наши мысли, что приведёт к бессознательному формированию ложных воспоминаний. Причина заключается в том, что без надлежащего контекста оригинального источника последующее воскрешение в памяти определённого события может привести к изменению его деталей и полной их подмене в дальнейшем.

10. Наша память знает разницу между фантазией и реальностью

Учёные выяснили, что мы обладаем возможностью совершенно случайно создавать ложные воспоминания в нашем сознании без внешнего участия. Данный феномен называется «раздуванием воображения» (англ. imagination inflation); он частично основывается на исследованиях ложных воспоминаний, проведённых Элизабет Лофтус. Она обнаружила, что люди склонны воспринимать придуманные события как те, которые происходили с ними на самом деле. Нюанс здесь заключается в том, что основывались все эти эксперименты на представлении детских воспоминаний. По мнению некоторых специалистов, «раздувание воображения» часто происходит с воспоминаниями из детства потому, что в таком возрасте нам легче всего стать жертвой явления «источника путаницы», о котором мы упоминали ранее.

Всё вышеизложенное говорит о том, что нам предстоит ещё многое узнать о нашей удивительной памяти.


                                                                                                                                          Оценить статью:

| Распечатать | Жалоба |

Источник: http://muz4in.net/news/10_veshhej_o_pamjati_kotorye_my_ponimaem_nepravilno/2014-12-24-37480

Поделиться новостью:




Комментариев: 0

Добавить комментарий