Переигравший Гудериана




Подписка

на новости




РЕЙТИНГОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ:     Действительно ли проросший картофель опасен для  |10 невероятных фактов об эффекте плацебо  |Масленок лиственничный, болотный. Перечный гриб.  |ПОДВОДНЫЙ ПЕТЕРБУРГ  |

Лента новостей  |   Лента комментариев  |   Интересное о разном  |   Опасно  |   Медицинские мифы  |   Необычное рядом  |   Животный мир  |   Изучаем историю  |  

Фито Центр » Изучаем историю » Переигравший Гудериана

Переигравший Гудериана

дата : 07-06-2021   /   Изучаем историю   /   просмотров: 244  / Оценить статью:

Уроженец Казанской губернии в царской России Федор Бакунин проходил рабочие университеты в шахте. При Временном правительстве впервые понюхал пороху: успел повоевать рядовым Семеновского лейб-гвардии полка. Демобилизовался за несколько дней до Октябрьской революции.

В Сибири Бакунина приняли в Красную гвардию. Четыре месяца он был комвзвода Томского красногвардейского отряда. Затем – командир батальона партизанского отряда, прославившийся нестандартными решениями. Именно на его подразделение в борьбе с колчаковцами делали ставку при освобождении Кузнецка, Мариинска, Кемерова. После окончания Вторых сибирских пехотных курсов в июле 1921 года назначен курсовым командиром и командиром взвода 25-й пехотной школы.

Собранные под командованием Бакунина части более 30 часов пытались пробить коридор в сверхплотном кольце окружения. На ряде участков враг имел десятикратное преимущество

В 1923-м получил назначение в 34-й стрелковый полк 12-й стрелковой дивизии СибВО. Дважды – в 1926-м и в 1930-м – учился на курсах «Выстрел», а в 1931 году окончил спецотделение при Управлении боевой подготовки РККА.

Генерал-майор Бакунин встретил Великую Отечественную в Туле, где дислоцировался его 61-й стрелковый корпус. Именно он в июле оборонял Могилев («Мертвые и забытые»). Бакунинцы должны были решить сверхзадачу: не пустить врага дальше линии Шклов – Могилев – Быхов. За состояние дел на Белорусском ТВД непосредственно отвечало командование Западного фронта. Могилевское направление было в зоне ответственности 13-й армии. То, что ее штабу с 7 июля 1941-го стал подчиняться 61-й стрелковый корпус, представляется вполне логичным. Бакунину придали 20-й мехкорпус.

В учебнике можно прочесть: «53 и 110-я стрелковые дивизии заняли оборону по рубежу реки Днепр севернее Могилева. На 172-ю стрелковую дивизию возлагалась оборона Могилева и предмостного укрепления. Здесь же сосредоточились основные силы артиллерии корпуса. 8 июля корпус в составе 53, 110 и 172-й стрелковых дивизий имеет задачей оборонять рубеж Днепра на фронте Шклов, Могилев, Буйничи с полосой предполья по восточному берегу реки Друть. Особое внимание корпуса обращается в направлениях Шклов, Головчин, Могилев, Березино. 13 июля 1941-го в районе Шклова командир корпуса генерал-майор Ф. А. Бакунин приказал атаковать немецкий плацдарм силами 110-й стрелковой дивизии, которая нанесла контрудар в направлении Августово, Плещицы».

В это время на подступах к Могилеву находились все моторизованные корпуса 2-й танковой группы Гудериана. Его подчиненные привыкли к быстрым победам, сам генерал имел прочную репутацию гения тактики. Бакунину ждать подкреплений было неоткуда, а у немца приток живой силы нарастал, прибавлялись отборные части. К середине июля обстановка на могилевском направлении обострилась чрезвычайно.

Спустя годы Бакунин вспоминал: «15 и 16 июля войска 61-го стрелкового корпуса остались в окружении. 16 июля наши войска оставили Кричев, Смоленск. Таким образом, корпус оказался в глубоком тылу врага. 16 июля я получил короткую радиограмму, содержание которой: «Бакунину. Приказ Верховного главнокомандующего – Могилев сделать неприступной крепостью!».

Генерал понял приказ так: как можно дольше сдерживать на этом рубеже врага, чтобы дать войскам РККА сосредоточить силы для решительного наступления.

С рассветом 17 июля германские танкисты испытали на себе очередную атаку бакунинцев. Их изрядно потрепали части 20-го мехкорпуса 110-й стрелковой дивизии, которые дислоцировались близ Городища и Дубровки. Красноармейцы решительно нацелились на прорыв к Копыси, Орше. Их появление в населенных пунктах Яковлевичи, Принцевка означало, что пройдена большая часть пути. Однако дальше стоял враг, в разы превосходивший силами атакующих.

Были выстроены оборонительные порядки с четырьмя опорными пунктами как для 20-го мехкорпуса, так и для 110-й стрелковой дивизии. 23 июля эти соединения будут жестоко биться с резко нарастившими преимущество гитлеровцами. Бакунин понимал, что силы исчерпаны и надо незамедлительно выходить из окружения. Рано утром 25 июля в деревне Сухари в 26 километрах от Могилева комкор собрал командиров соединений 61-го СК. Было и нежданное пополнение – потерявшие более половины личного состава отдельные части 20-й армии.

Совещались недолго. Сошлись на том, что надо выходить из окружения и прорыв должен начаться вечером 25 июля. Решили пробиваться к Мстиславлю и Рославлю. Собранные под командованием Бакунина части более 30 часов пытались пробить коридор в сверхплотном кольце окружения. На ряде участков враг имел десятикратное преимущество. Больше половины бойцов, участвовавших в прорыве, остались лежать в Могилевской земле. Стало очевидно: уходить следует небольшими группами. Комкор лично успешно вывел 140 бойцов.

Как вспоминал Бакунин, за время обороны Могилева его соединением были уничтожены 24 самолета, 500 танков, 700 мотоциклов, около 1500 автомашин, убиты не менее 30 тысяч и взяты в плен до двух тысяч солдат и офицеров противника. В трагическом июле 41-го года ни один корпус РККА не добивался таких результатов, как 61-й. Статистика не единственное измерение славного подвига бакунинцев. Как писал маршал Еременко, значение обороны Могилева было в том, что она оказалась “таким препятствием на пути потока гитлеровских полчищ, которое разорвало и нарушило их оперативное построение, затормозило движение правого крыла группы армий «Центр», нацеленной с самого начала войны на Москву. Могилев – важный оперативно-стратегический пункт и крупный узел дорог и линий связи. Поэтому продолжительное удержание его в наших руках тормозило продвижение и снабжение фашистских армий, срывало их планы по управлению войсками”.

Как оценили действия комкора на самом верху? Бакунин не получит никаких наград. Командование корпусом и звание генерал-майора так и останутся для талантливого военачальника вершиной его военной карьеры. После выхода из окружения в декабре 1941-го Бакунин был назначен старшим преподавателем тактики в Военной академии им. Фрунзе. С ноября 1943 года – вновь на фронте. Сначала – замкомандира 10-го стрелкового корпуса, особенно отличился при освобождении Крыма. С 20 мая 1944-го – командир 63-го СК. Комкор вновь будет воевать в Белоруссии, где проявит себя мастером обходного маневра, военачальником, оперативно находящим самые верные решения. Все это блестяще сработает и в Прибалтике, когда бойцы 63-го СК освобождали Паневежис и другие города. После войны корпус станет составной частью Уральского военного округа. Здесь же закончится военная карьера Бакунина.

Генерал-майор награжден орденами Ленина, Красного Знамени (дважды), Кутузова 2-й степени и Красной Звезды, медалями. Но реальный вклад военачальника в защиту Отечества таков, что данный список должен быть значительно больше. 120-летие со дня рождения Федора Алексеевича Бакунина – повод для постановки вопроса об увековечении памяти о нем. Было бы справедливым присвоить ему звание Героя Российской Федерации.

Михаил Стрелец

                                                                                                                                          Оценить статью:

| Распечатать | Жалоба |

Источник: https://vpk-news.ru/articles/41463




Комментариев: 0

Добавить комментарий