Импортный турбовинтовой двигатель, зализанные очертания, но в принципе тот же «кукурузник». «Военно-промышленный курьер» о проблемах развития малой и региональной авиации пишет постоянно, и уже очевидно – создать «просто самолет», пусть даже с уникальными характеристиками, мало, нужно возрождать всю систему. Но и к самому выбранному министерством самолету есть вопросы. Да, он по-своему красив, своими очертаниями вышибает ностальгическую слезу, а с новым двигателем и авионикой легко оставляет за флагом своего предшественника, родившегося в далеком 1946 году. Но сравнивать характеристики новой машины и семидесятилетнего ветерана некорректно, согласитесь.

Ремоторизацию парка «кукурузников» можно проводить с использованием серийно выпускаемых отечественных силовых установок

Эксперты отмечают, что размер пассажирской кабины Ан-2 слишком велик в сравнении с современными машинами такого класса и назначения. То есть перевозить 16–17 заявленных пассажиров он сможет, да только по нашим и зарубежным нормам летной годности предел для одномоторных машин – десять человек, включая пилота. И получится, что для соблюдения правил использовать «Байкал», именно так, по словам Мантурова, будет называться ТВС-2-ДТС, можно только в грузопассажирском варианте – не более девяти человек в салоне, остальное – груз. То есть машина ограничивается в эксплуатации не техническими параметрами, а требованиями инструкций, из чего напрашивается вывод – под нынешние правила она спроектирована нерационально.

Новый самолет в сравнении со своим «дедушкой» окажется заведомо дорогим: само производство композитных деталей фюзеляжа и плоскостей, импортные двигатель, воздушный винт и авионика… Импортозамещающей конструкция не смотрится, согласитесь.

Есть ли «Байкалу» альтернатива? Безусловно, и «ВПК» опять-таки рассказывал о перспективных конструкторских разработках. Может быть и другой путь, весьма перспективный в нынешней экономической ситуации: вспомнить о существующих Ан-2, число доживших из них до сего дня и пригодных для модернизации исчисляется сотнями. Причем вполне реально проводить ремоторизацию существующего авиапарка «кукурузников» с использованием серийно выпускаемых отечественных силовых установок, заменяя тяжелый и маломощный поршневой двигатель на отечественные турбовинтовые моторы типа ТВ-500С (630 л. с.) или ВК-800С (800 л. с.), такие проекты тоже есть.

Так что с «окончательным решением» министр скорее всего поспешил, не перебрав предварительно всех возможных вариантов. Но поскольку в современной истории России таких окончательных, но так и нереализованных решений принималось великое множество, будем считать, что вопрос пока открыт.

Алексей Песков