София Палеолог – великая княгиня Московская




Подписка

на новости




РЕЙТИНГОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ:     Действительно ли проросший картофель опасен для  |10 невероятных фактов об эффекте плацебо  |Масленок лиственничный, болотный. Перечный гриб.  |ПОДВОДНЫЙ ПЕТЕРБУРГ  |

Лента новостей  |   Лента комментариев  |   Интересное о разном  |   Опасно  |   Медицинские мифы  |   Необычное рядом  |   Животный мир  |   Изучаем историю  |  

Фито Центр » Изучаем историю » София Палеолог – великая княгиня Московская

София Палеолог – великая княгиня Московская

дата : 14-07-2021   /   Изучаем историю   /   просмотров: 311  / Оценить статью:

София Фоминична Палеолог, она же Зоя Палеологиня (ок. 1443/1449–1503) – великая княгиня Московская, вторая жена Ивана III, мать Василия III, бабушка Ивана IV Грозного.

Точная дата рождения Софии Фоминичны неизвестна. Упоминается только, что могла она родиться в 1443 или в 1449 году на полуострове Пелопоннес в семье Морейского деспота Фомы Палеолога, брата императора Константина XI.

После падения Византии Фома с двумя сыновьями и дочерью нашел убежище в Риме. Рано оставшись сиротой, София воспитывалась вместе с братьями при дворе Папы Римского. В 1467 году Папа Павел II, уверенный, что София благоприятствует латинству, решил посватать ее за овдовевшего великого князя Московского Ивана III, чтобы с ее помощью, во-первых, приобщить к Флорентийской унии Московское государство, а во-вторых, привлечь его в союз для борьбы с возрастающей турецкой опасностью.

В феврале 1469 года к Ивану III от кардинала Виссариона приехал грек Юрий с письмом, в котором кардинал предлагал великому князю руку греческой царевны, отказавшей будто двум женихам, королю французскому и герцогу медиоланскому, не желая быть супругой государя латинской веры. Укреплявший великокняжескую власть Иван III рассчитывал, что родство с Византийским домом поможет Московскому государству повысить международный престиж, пошатнувшийся за два столетия ордынского ига, и способствовать повышению авторитета великокняжеской власти внутри страны, и в следующем месяце отправил в Рим своего посла Фрязина.

 

В ноябре 1469 года Фрязин возвратился с портретом невесты. Этот портрет считается первым на Руси светским изображением. По крайней мере, им были так изумлены, что летописец назвал портрет «иконой», не найдя другого слова: «А царевну на иконе написану принесе».

Но, как утверждают летописцы, сватовство несколько затянулось, потому что московский митрополит Филипп долго возражал против брака государя с униаткой, к тому же воспитанницей папского престола, боясь распространения католического влияния на Руси. Только в январе 1472 года, получив согласие иерарха, Иван III отправил посольство в Рим за невестой.

Во время переезда Софии в городах в ее честь устраивались пышные приемы и турниры. И вот 12 ноября 1472 года София въехала в Москву. В тот же день в Кремле во временной деревянной церкви, поставленной около строящегося Успенского собора, Иван III обвенчался с ней.

На другой день легат поднес дары от Папы Римского. Разумеется, он должен был немедленно обратиться к делу о соединении церквей, но скоро испугался, как утверждают летописцы, поскольку митрополит выставил против него на спор книжника Никиту Поповича. Так неудачно окончилась попытка Ватикана восстановить Флорентийскую унию посредством брака великого князя Московского и Софии Палеолог.

После венчания Иван III включил в герб византийского двуглавого орла – символ царской власти, поместив его и на своей печати.

Собственно же приданым Софии была легендарная библиотека, привезенная будто бы на семидесяти подводах (больше известная как «библиотека Ивана Грозного»). Это были греческие пергаменты, латинские хронографы, древневосточные манускрипты, поэмы Гомера, сочинения Аристотеля и Платона и даже уцелевшие книги из знаменитой Александрийской библиотеки.

По преданию, София привезла в подарок мужу «костяной трон» (теперь известный исследователям как «трон Ивана Грозного»): его деревянный остов весь был покрыт пластинами из слоновой и моржовой кости с вырезанными на них сюжетами на библейские темы.

Также София привезла с собой и несколько православных икон, в том числе, как предполагают, и редкую икону Божией Матери «Благодатное Небо».

София родила пятерых сыновей и четырех дочерей. В 1490 году старший сын Ивана III, Иван Молодой, внезапно заболел и умер в возрасте тридцати двух лет. Он оставил малолетнего сына Димитрия от брака с Еленой, дочерью Стефана, господаря Молдавского, и потому встал вопрос, кому наследовать великое княжение – сыну или внуку. Началась борьба за престол, двор разделился на две стороны: князья и бояре поддерживали Елену, вдову Ивана Молодого, и ее сына Димитрия. На стороне Софии с сыном Василием были только боярские дети и дьяки. Они и посоветовали молодому князю Василию выехать из Москвы, захватить казну в Вологде и на Белоозере и погубить Димитрия. Но заговор был открыт. Кроме того, недруги наговорили великому князю, будто София хочет отравить его внука, чтобы посадить на престол собственного сына, что ее тайно посещают ворожеи, готовящие ядовитое зелье, и что сам Василий участвует в этом заговоре. Иван III принял сторону внука и арестовал Василия.

Считают, что именно после брака с племянницей византийского императора Иван III стал грозным московским государем. Прежде Иван III любил возражения и споры, но при Софии изменил обращение с придворными, стал более строгим, требовал особого к себе почтения и легко впадал в гнев.

Будучи великой княгиней, София пользовалась в Москве правом принимать иностранных послов. Согласно легенде, приведенной не только русскими летописями, но и английским поэтом Джоном Милтоном, в 1477 году София смогла перехитрить татарского хана, объявив, что имела знак свыше о строительстве храма святому Николаю на том месте в Кремле, где стоял дом ханских наместников, контролировавших сборы ясака и действия Кремля. В этом рассказе София показана достаточно решительной. Иван III действительно отказался платить дань и растоптал ханскую грамоту прямо на ордынском дворе в Замоскворечье, Русь фактически прекратила выплату дани Орде.

София способствовала привлечению в Москву многих врачей, деятелей культуры и особенно архитекторов. Творения последних могли сделать Москву равной европейским столицам по красоте и роскоши, поддержать престиж московского государя, а также подчеркнуть преемственность Москвы по отношению к Византии. Прибывшие архитекторы Аристотель Фиораванти, Марко Руффо, Алевиз Фрязин, Антонио и Петро Солари возвели в Кремле Грановитую палату, Успенский и Благовещенский соборы на Соборной площади Кремля; завершилось строительство Архангельского собора.

Все посольства возвращались в Москву в сопровождении архитекторов и врачей, ювелиров и мастеров-денежников, специалистов в области оружия и крепостного дела. Далее Москву начала посещать греческая и итальянская знать, представители которой были на дипломатической службе.

Таким образом, брак Ивана III и Софии Палеолог, без сомнения, усилил Московское государство и способствовал его обращению в великий Третий Рим.

Когда 7 августа 1503 года Софии не стало, ее погребли в московском Вознесенском девичьем монастыре Кремля. Уже в наше время (1994), при перенесении останков княжеских и царских жен в подвальную палату Архангельского собора, по хорошо сохранившемуся черепу Софии Фоминичны Палеолог был детально воссоздан ее скульптурный портрет.


                                                                                                                                          Оценить статью:

| Распечатать | Жалоба |

Источник: http://www.oboznik.ru/?p=49170




Комментариев: 0

Добавить комментарий