За три с половиной десятилетия применения нагана требования к этому типу оружия изменились. Достаточно сказать, что когда объявлялся конкурс, выигранный бельгийцем, первым пунктом значилось высокое останавливающее действие пули. Время кавалерийских атак требовало соответствующего противодействия. Выстрел с 50 метров должен был останавливать скачущую навстречу лошадь. Опять же, бегущий в штыковую противник мог быть поражен навылет, но тем не менее сделать еще несколько шагов и заколоть стреляющего. Кстати и сегодня то же самое – отбросить, остановить нападающего – требуется от полицейского и другого оружия, предназначенного для коротких дистанций.

При разработке нового армейского пистолета на первый план вышла большая убойная сила, разумеется, вкупе с точностью, надежностью, технологичностью производства. Федору Васильевичу удалось создать конструкцию, совместившую все лучшее, что было придумано ведущими мировыми оружейниками.

Ветераны рассказывали, что обладатели револьверов готовы были выменивать патроны за сахар и табак

7,62-мм самозарядный пистолет Токарева образца 1930 года, а именно таково его официальное название, свое привычное имя ТТ («Тульский Токарева») вначале получил, что называется, в народе. В официальной документации оно утвердилось позже.

На основе широко закупавшегося тогда патрона Маузера 7,63х25 мм под новый пистолет был разработан собственный патрон 7,62х25 мм ТТ. В дальнейшем он использовался во всех пистолетах-пулеметах (ППС, ППД, ППШ) и оказался очень удачным по характеристикам.

Пистолет изначально был весьма технологичен, а все его дальнейшие модернизации касались именно упрощения производства, не затрагивая боевые качества. Когда немцы уже вплотную подошли к Туле, оружейный завод эвакуировался в Ижевск. Однако туляки сумели на старом оборудовании продолжить выпуск пистолетов, пусть не имевших прежнего лоска, но вполне надежных.

Планировалось после принятия ТТ на вооружение полностью свернуть производство наганов образца 1895 года, однако этого не произошло – револьверы массово выпускались до конца войны. Спасло их смехотворное по нынешним временам требование – возможность стрелять через амбразуры танков, для чего ТТ с закрытым кожухом стволом был непригоден. А в дальнейшем револьверы доказали, что отказываться от них рано, потому в войсках они находились примерно в том же количестве, что и пистолеты Токарева.

Были некие формальные признаки, по которым определялось, кого чем вооружать. Распространено мнение, будто наган – оружие солдатское, а ТТ вручался лишь вместе с лейтенантским званием, однако четких инструкций на сей счет не существовало.

В чем плюсы ТТ? Удобство применения, хорошие точность и кучность стрельбы, возможность вести прицельный огонь на достаточно больших дистанциях, быстрая перезарядка. Были и минусы. Скажем, при извлечении пистолета из кобуры могла отойти защелка, фиксирующая магазин. А поскольку из-за отсутствия предохранителя категорически запрещалось досылать патрон в патронник, при выпадении магазина стрелок оказывался безоружным. Летчики перед опасными вылетами инструкцию нарушали и все-таки досылали в ствол патрон. Он назывался «для себя» – выстрел можно было произвести одной рукой, не передергивая затвор, а лишь взведя большим пальцем курок… ТТ оказался мало пригодным для ближнего боя в силу отмеченной малой останавливающей силы пули и вероятности осечки или отказа, когда противник не оставляет времени на перезарядку.

Тут-то и проявляются достоинства нагана: при осечке просто жмешь на курок еще раз. Отсюда любовь диверсантов, сотрудников НКВД и бойцов спецподразделений. Большой минус – недостаточный боекомплект.

ТТ и пистолеты-пулеметы снаряжались одинаковыми патронами, их в войсках было достаточно. Нагановских же, с тупой пулей, полностью утопленной в гильзе, производили куда меньше. Ветераны рассказывали, что обладатели револьверов готовы были выменивать патроны за сахар, табак и прочие окопные ценности.

Заголовок газетной версии – «С патроном «для себя».

Арсений Гришин