Первоначально малые подводные лодки было решено создавать для специфических условий Балтийского МТВД. С инициативой в мае 1930 года выступило морское управление Штаба РККА. Предполагалось, что «малая позиционная пл» водоизмещением около 200 тонн будет иметь четыре торпедных аппарата с боекомплектом четыре торпеды. Соответственно предполагалась мореходность до шести баллов, малая автономность (10 суток) и рабочая глубина погружения 50 метров. Под эти исходные данные разработали проект. Соблюли все требования, лишь несколько превысив водоизмещение – 250 тонн. Однако в 1932 году родилась идея межтеатрового маневра субмарин по внутренним железнодорожным путям. Для этого надо было создавать подлодку еще меньшего размера, позволяющую транспортировку в частично разобранном виде на железнодорожных платформах. Идея была на ура встречена руководством ВМФ, перед которым стояла проблема воссоздания Тихоокеанского флота в условиях отсутствия на этом театре приемлемой судостроительной базы. 9 января 1932 года было утверждено новое ОТЗ для малой подводной лодки водоизмещением 130–140 тонн. Так родилась зна-менитая «Малютка». Ее первыми сериями были VI и VIбис. Строитель-ство первой из этих серий началось осенью 1932-го и уже к 1935 году советский флот получил 30 таких кораблей (20 построил Завод им. А. Марти, 10 – им. 61 коммунара). По мере сдачи подлодки отправлялись на Дальний Восток по железным дорогам. Всего в состав Тихо-океанского флота было введено 28 подводных лодок VI. Однако они обладали серьезными недостатками, значительно снижавшими боевую ценность. В надводном положении их максимальная скорость не превышала 11 узлов (при 13 по техзаданию). При торпедном залпе (а лодка имела всего два торпедных аппарата калибра 533 мм) она всплывала, показывая на поверхности верхнюю часть рубки. Общее время погружения из крейсерского положения составляло две минуты – значительно больше, чем у больших подводных лодок более раннего проекта «Декабрист». Время осушения цистерн главного балласта достигало 11 минут.

«Малютка» могла взять девять тонн груза, или семь тонн топлива, или десять человек с оружием. Однако и это имело значение для оса-жденного города

Поэтому почти одновременно с началом строительства серии началась модернизация этих лодок. Так появилась серия VIбис с улучшенными обводами корпуса, новым гребным винтом, дополнительной цистерной быстрого погружения и рядом других усовершенствований. Это существенно повысило боевые возможности. Однако при столь ограниченном водоизмещении придать лодкам необходимые качества оказалось невозможно. Тем не менее серия VIбис была достаточно многочисленной – 20 единиц. Из них шесть отправили на Тихий океан, две – на Черное море, 12 вошли в состав Балтийского флота. Черноморские и тихоокеанские «Малютки» этих серий пережили войну. Балтийские понесли суще-ственные потери. Две погибли, три были взорваны личным составом. К концу войны в составе Балтфлота оставались только две такие «Малютки» – пять подводных лодок этой серии с началом войны были законсервированы и после ее окончания разобраны на металл. За годы войны ни одна «Малютка» этих серий не имела успеха. Из всех лишь черноморской М-55 удалось дважды применить оружие и оба раза безрезультатно. То есть 50 лодок серий VI и VIбис не смогли внести никакого вклада в разгром врага. Очевидно, их тактико-технические данные не позволяли в тех условиях, в каких оказался подводный флот СССР, сколь-нибудь успешно решать поставленные задачи.

Приведем некоторые тактико-технические данные. Водоизмещение надводное – 160–163 тонны, подводное – 200–206. Максимальная скорость надводного хода – 10 узлов (для VI серии) и 13 (для VIбис), экономическая – четыре и восемь соответственно. Подводная скорость максимальная – пять и семь узлов, экономическая – два и три. Дальность хода надводная на максимальной скорости – до 600 миль, на экономической – до 1600 миль. То же под водой – 7 и 55 миль. То есть в подводном положении лодка могла действовать менее 10 часов – действительно, много не навоюешь. Глубина погружения рабочая – 50 метров, предельная – 60. Вооружение – два снаряженных 533-мм ТА в носу. Запасных торпед нет. Артиллерия - одна 45-мм АУ 21-К на палубе. Экипаж – 17 человек, в том числе четыре офицера.

Очевидная ограниченная боевая ценность первых серий «Малюток» заставила основательно пересмотреть проект, в том числе в сторону большего водоизмещения. Увеличение последнего всего на 50 тонн и длины на 4,5 метра позволило основательно усовершенствовать корабль и как следствие радикально повысить боевые возможности новой серии «Малюток». Они закладывались под названием тип М XII серии. Имели надводное водоизмещение 210–240 тонн при подводном 250–260. Глубина погружения осталась прежней. Надводная скорость максимальная увеличилась до 14 узлов, а экономическая – до восьми. Подводная осталась неизменной. Дальность плавания надводная – 1000 миль на максимальной скорости и до 3000 на экономической. Под водой лодка могла пройти на максимальной скорости 9 миль (то есть могла идти такой ско-ростью всего час), а экономическим ходом – до 110 миль. Это уже серьезно – «Малютка» была в состоянии вести боевые действия в подводном положении более суток. Основное вооружение осталось без изменений – два 533-мм ТА с двумя торпедами (только один полноценный залп) и 45-мм АУ 21-К на палубе. Время погружения резко сократилось: из крейсерского положения – до 35–40 секунд (вдвое с лишним быстрее «Декабриста»), а из позиционного – до 15 секунд. Это способствовало существенному повышению боевой устойчивости. Основным средством обнаружения противника в начале войны у «Малюток» был перископ. Однако с 1942 года они стали оснащаться вполне современными на тот период шумопеленгаторными станциями «Марс-8».

Всего было заложено 46 таких подводных лодок. 45 вступили в строй: 28 – до начала войны и 17 – в ее ходе. Шесть подлодок отправили на Дальний Восток, 14 – на Север, 16 – на Черное море, 9 – на Балтику. В ходе войны эти подлодки совершали достаточно масштабные межтеатровые перегруппировки. В 1944-м четыре тихоокеанские «Малютки» отправили на Черное море. К месту назначения они прибыли уже после окончания войны. Туда же отправили четыре уцелевшие подводные лодки и северяне. В ходе войны погибло 26 подлодок этого типа – 60 процентов от исходной численности. Две «Малютки» погибли на Тихом океане в ходе боевых действий против Японии. На Севере – девять, на Балтике – семь, на Черном море – восемь.

В отличие от предшественниц подлодки XII серии оказались вполне успешными и конкурентоспособными в сравнении со старшими по классу кораблями. Северные «Малютки» потопили четыре транспорта и три боевых корабля противника, еще один транспорт повредили. Черноморские – семь транспортов потопили, еще три и один боевой корабль повредили. Плюс транспорт, потопленный 45-мм пушкой. На Балтике «Малюткам» не удалось потопить ни одного судна. Очевидно, их тактико-технические данные не позволяли преодолевать созданную противником на этом театре глубокоэшелонированную противолодочную оборону. Итого на счету «Малюток» XII серии пятнадцать потопленных и пять поврежденных транспортов и боевых кораблей, по достоверным данным, подтвержденным обеими сторонами. Результативность следует признать вполне достойной, если принять во внимание условия, в которых пришлось действовать.

Особо стоит отметить, что эти корабли участвовали в транспортировке грузов в осажденный Севастополь. Взять «Малютка» могла немного: девять тонн груза, или семь тонн топлива, или десять человек с оружием. Однако и это для осажденного города имело значение. Всего «Малютки» Черноморского флота совершили 12 транспортных походов в Севастополь.

Помимо «Малюток» XII серии, в военных действиях успели принять участие две подводные лодки М XV серии. Обе – на завершающем этапе войны. Корабли представляли собой глубокую модернизацию XII серии. Их водоизмещение было увеличено до 300 (надводное) и 350 тонн. Это позволило установить четыре ТА. Соответственно вдвое увеличился боекомплект торпед. Другие тактико-технические данные изменились незначительно. Обе подводные лодки воевали на Севере. Итогом их боевой деятельности было потопление одного боевого корабля. Этот тип подлодок отмечен интересным фактом. М-200, имевшая имя собственное «Месть», была построена на средства, собранные женами погибших подводников.

Константин Сивков,
заместитель президента РАРАН по информационной политике, доктор военных наук