До 1939 года был изготовлен 61 танк. В конструкцию неоднократно вносились изменения.

Т-35А представляет собой пятибашенную боевую машину с пушечно-пулеметным вооружением, расположенным в два яруса, и противопульным бронированием. Корпус танка – клепано-сварной конструкции, ходовая часть защищена фальшбортами из броневых листов толщиной 10 миллиметров.

Все Т-35А 8-го мехкорпуса были утрачены в первые дни войны, причем большинство по техническим причинам

Боевая масса – 50 тонн. Танк вооружен 76-мм и двумя 45-мм пушками, шестью пулеметами калибра 7,62 миллиметра. Механизм поворота башни имел электромеханический и ручной приводы. Все машины снабжались радиостанциями и танковыми переговорными устройствами. Экипаж – от 9 до 11 человек.

Четырехтактный 12-цилиндровый V-образный карбюраторный авиационный двигатель жидкостного охлаждения М-17Т мощностью 500 лошадиных сил позволял развивать скорость до 30 километров в час. Запас хода по шоссе достигал 150 километров.

7 ноября 1933 года первый серийный Т-35А участвовал в праздновании годовщины Октябрьской революции в Харькове. В тот же день два опытных образца были показаны на параде в Москве.

Т-35А поступали на вооружение тяжелых танковых бригад резерва главного командования. Накануне Великой Отечественной 48 машин входили в составе 8-го механизированного корпуса. Остальные находились в различных военно-учебных заведениях и ремонте. В первые дни гитлеровской агрессии в ходе боевых действий в районе Дубно все Т-35А 8-го мехкорпуса были утрачены, причем большинство по техническим причинам.

До наших дней сохранился единственный экземпляр тяжелого танка Т-35А 1935 года выпуска. Он и сегодня поражает своим видом. Специалисты Центрального музея бронетанкового вооружения и техники в 2014 году поставили «ветерана» на ход. Его можно увидеть в нашей экспозиции.

Танк Т-35 изображен на медали «За отвагу», учрежденной в 1938 году.

Вера Захарова,
сотрудник Музея бронетанковой техники