Харин
Харин – «однофамилец» Харитонова, поскольку обе фамилии образованы от православного имени Харитон и его производной формы Харя . С греческого имя переводится как ‘щедрый’. Но Харитона могли называть и Харик, Харько, Харюк . Хотя в равной степени это могли быть производные формы и другого имени – Харлампий (от греческого ‘радостью сияющий’). Так или иначе, фамилий, возникших из этих имен, достаточно много: Харик, Харин, Харинов, Харитонов, Харитончиков, Харитон, Харичкин, Харичков, Харкевич, Харьков, Харюков. Фамилии Харлампиев, Харлампьев, Харламов, Харланов, естественно, не из этого ряда.
Некоторые исследователи склонны считать, что в исключительных случаях фамилии Харин и Харинов связаны с понятием харя – ‘дурное, отвратительное лицо, рожа; урод’.
А Харюков – из диалектного харюк : в череповецких говорах так называли мрачного, угрюмого человека.
Харченко
«Вкусная» фамилия, поскольку ведет свое начало от слов харч, харчи . Интересно, что на Руси харчем было принято называть любые съестные припасы, кроме хлеба: «Без хлеба и харчу не хочу». Говорили и так: «Мужичок неказист, да в плечах харчист» – за таким, мол, не пропадешь, всегда сыта будешь. В этом же ряду фамилии: Харченков, Харчистов, Харчобин (у донских казаков харч в женском роде харчоба ), Харчитов. Харчевниковым могли прозвать не только хозяина харчевни , но и любителя проводить там время.
Хасимов
Кроме своего безусловно тюркского происхождения, фамилия могла появиться на Дону: там растет много хасимов – цветов типа одуванчиков. А цветы, деревья, кустарники часто становились основой для русских (да и не только русских) фамилий: Елин, Ёлкин, Березин, Березовский, Кедров, Кедрин, Пионов, Пионтовский, Розов, Розовский, Смородкин, Соснин.
Ведина Т.Ф.