РСЗО "Ураган"
Реактивная система залпового огня БМ-24 была мощным и надёжным оружием. Однако с самого начала ей был присущ один существенный недостаток – малая дальность стрельбы. Поэтому Тульский Государственный Научно-исследовательский Институт Точного Машиностроения в инициативном порядке в 1963-1964 годах провел поисковую работу с целью исследования возможности создания более дальнобойной РСЗО.
В июне 1964 года проект новой полевой РСЗО системы «Град-3» с 35-километровой дальностью стрельбы был направлен на рассмотрение в Государственный комитет Совета Министров СССР по оборонной технике. В проекте предлагалось система, обладающая высокой маневренностью, скоростью передвижения до 70 км/ч, высокой проходимостью и возможностью открытия залпового огня за короткое время, которая могла бы быть использована для борьбы с живой силой, как открыто расположенной, так и укрытой в сооружениях полевого типа, огневыми средствами, танками, ядерным и химическим оружием и другими целями и объектами противника на дальностях до 35-40 км. Проработки дальнобойной 220-мм системы залпового огня были начаты в конце 1968 года. Рассматривалось два варианта боевой машины: на шасси автомобиля ЗИЛ-135ЛМ с 20 трубчатыми направляющими и на шасси гусеничного тягача МТ-С («объект 123») с 24 трубчатыми направляющими. На обеих пусковых установках угол вертикального наведения 0°; +55°, угол горизонтального наведения 60°. Тактико-технические требования на систему предусматривали единую таблицу стрельбы и одинаковый вес боевой части (80 кг) для всех типов снарядов.
Полномасштабные работы по 220-мм реактивной системе залпового огня «Ураган» были начаты по решению МОП и МО от 31 марта 1969 года на Пермском орудийном заводе (бывший № 172). Первый опытный образец РСЗО «Ураган» был изготовлен в феврале 1972 года, а в 1976 году РСЗО «Ураган» была принята на вооружение.
В качестве базы для боевой и транспортно-заряжающей машины использовано шасси ЗИЛ-135ЛМ. Этот четырёхосный колёсный неплавающий вездеход был разработан как транспортный грузовик для буксировки артиллерии в Специальном конструкторском бюро ЗИЛа под руководством Виталия Грачёва в начале 1960-х. В связи с тем что серийное производство шасси велось на Брянском заводе, ему было присвоено название БАЗ-135ЛМ. Машина оборудовалась двумя двигателями, установленными за кабиной. Каждый двигатель вращал колёса своего борта, что обеспечивало дополнительную надёжность. Колёса крайних осей выполнены поворотными.
Для облегчения машины и увеличения грузоподъемности кабина выполнялась из стеклопластика.
Боевая машина имеет 16 направляющих трубчатого типа. Количество возимых снарядов на транспортно-заряжающей машине составляет 16 штук.
В состав боекомплекта «Урагана» входят ракеты с моноблочными фугасными головными частями 9М27Ф, с кассетными головными частями 9М27К с 30 осколочно-фугасными элементами, 9М27К2 с 24 противотанковыми минами, 9М27КЗ с 312 противопехотными минами. Зажигательные головные части могут содержать 4 зажигательных элемента. Кроме того, по сведениям западной печати, существуют боевые части с объемно-детонирующей смесью и отравляющими веществами.
При стрельбе снарядом 9М27К в заданной точке траектории срабатывала дистанционная 120-секундная трубка 9Э245, которая воспламеняла специальный заряд. От давления газов заряда взводился взрыватель 246 боевых элементов 9Н210, сбрасывался обтекатель и разбрасывались боевые элементы. Вес боевого элемента 9Н210 – 1,85 кг. Элемент содержал 300 г взрывчатого вещества.
Реактивные снаряды максимальную дальность стрельбы 35000 метров. Минимальная же дальность составляет 10 тысяч метров. Обычный фугасный 220-мм снаряд 9М27Ф весит 280 кг, из которых 100 кг приходится на боеголовку, содержащую 51 кг взрывчатого вещества. Снаряд имеет в длину 5,178 метра. Помимо этого, имеются также снаряды с кассетной боеголовкой, начиненной 30 гранатами, а также два типа боеголовок для постановки мин, одна с 24 противотанковыми минами, другая с 312 пользующимися недоброй славой противопехотными минами ПФМ-1 Зеленый попугай. Есть данные, что для РСЗО Ураган выпускались снаряды с химическими боеголовками.
В боевой машине 9П140 реактивной системы залпового огня «Ураган» направляющие расположены на люльке в три ряда и составляют пакет, который крепится к люльке лентами, шпонками и клиньями.
Люлька служит для установки на ней пакета направляющих и соединения с верхним станком двумя полуосями, вокруг которых она поворачивается (качается при наведении по углу возвышения). Люлька со всеми смонтированными на ней узлами и деталями составляет качающуюся часть установки.
Механизмы вертикального и горизонтального наведения имеют электроприводы. Уравновешивающий механизм служит для частичного уравновешивания качающейся части; он расположен на верхнем станке. Механизм состоит из двух одинаковых торсионов, работающих на кручение.
Наведение машины можно производить только после приведения ее в боевое положение. Для этого откидываются два домкрата в кормовой части боевой машины. При наведении боевой машины электроприводом непрерывная работа его допускается не более пяти минут. Повторное включение электропривода можно производить только после 10-минутного перерыва.
Боевая машина 9П140 имеет радиостанцию Р-123М, которая устанавливается на кронштейне шасси 135ЛМ у правой дверцы машины.
Боевой расчет 9П140 состоит из четырех человек: командира – первый номер; наводчика – второй номер; механика-водителя – третий номер; заряжающего – четвертый номер.
Время перевода боевой машины из походного положения в боевое при наличии подготовленной в топогеодезическом отношении огневой позиции и рассчитанных установках стрельбы – не более 3 минут; при неподготовленной огневой позиции – не менее 12 минут.
При наземном ветре более 20 м/с запрещается вести стрельбу из боевой машины.
Боевая машина может транспортироваться на любые расстояния железнодорожным или воздушным транспортом (самолеты Ан-22 и Ил-76).
В состав комплекса входит транспортно-заряжающая машина 9Т452, созданная также на шасси ЗИЛ-135ЛМ. На транспортно-заряжающей машине перевозится 16 ракет. Время перезаряжания боевой машины 15 минут.
РСЗО «Ураган» успешно применялись в ходе Афганской войны и обеих Чеченских кампаний. Структура и состав частей, оснащенных РСЗО «Ураган», до сих пор в открытой печати не приводились, за исключением заметки в газете «День», где говорилось о том, что господин Ельцин накануне конфликта в Приднестровье подарил Молдове 803-й полк РСЗО «Ураган», в составе которого находилось 28 пусковых установок 9П140.
Оценить статью:
| Распечатать | Жалоба |
Источник: http://opoccuu.com/9p140.htm