
Организовать самостоятельное путешествие по Европе не так сложно, как кажется. Вопросы получения визы, бронирования отеля и покупки авиабилетов решаются в первую очередь. А дальше начинается самое интересное, нас встречает Германия и один из ее красивейших городов – Мюнхен.
Первое, с чем столкнется путешественник, это необходимость покупки билета на общественный транспорт. В Мюнхене есть следующие виды транспорта: метро (U-Bahn, легко увидеть по значку «U»), пригородные поезда (S-Bahn, значок «S»), городские автобусы и трамваи.
Части города разделены на тарифные зоны, в зависимости от удаления от центра. Карту легко найти, набрав в поиске Munchen Tariff Maps. Внутренняя зона (Innenraum, Zone 1) включает в себя весь город и практически все его достопримечательности, внешняя зона (4-я) – вместе с пригородами, самая дальняя, и поездка туда обойдется дороже. Это важный момент при выборе гостиницы – если она попадет в дальнюю зону, то и все поездки в город обойдутся дороже.
Транспорт в Германии очень хороший, но и весьма дорогой: к примеру, билет на одну поездку (Single Ticket) обойдется в 2.6€ для 1-й зоны, и в 10.4€ для 4-й. Никаких касс в транспорте нет – билеты продаются в автоматах (терминал с сенсорным экраном и логотипом MVV). Меню достаточно удобное, а в списке языков есть даже русский. Достаточно выбрать нужный тип билета, положить в автомат деньги, и он выдаст билет и сдачу.
Для туристических поездок актуальны несколько видов билетов:
В первый день прилета пригодится билет «аэропорт/город» – Airport-City-Day-Ticket. Он действителен целый день, на любые поездки в пределах всего города и на поездки до аэропорта. Аэропорт расположен в пригороде, так что билет довольно-таки дорогой. Билет Single Ticket на одно лицо стоит (на время написания статьи) 11,70€, билет на 2-5 человек (Partner Ticket) обойдется в 21,30€. Очевидно, что чем больше людей, тем дешевле поездка (при покупке Partner Ticket ездить придется вместе, билет рассчитан именно на группу людей).
В следующий и дальнейшие дни пригодится билет на целый день – Single Day Ticket, который можно купить на 1 или сразу на 3 дня. Билет на 1 день стоит 6€, билет на 3 дня стоит 15€, второй вариант, очевидно, выгоднее. При поездке 2-5 человек можно брать Partner Day Ticket, цена которого составит, соответственно, 11,2€ и 25,9€ для 1 и 3 дней. В отличие от Airport-City-Day-Ticket, эти билеты перед первой поездкой надо прокомпостировать: компостеры стоят на входе в метро, и не заметить их сложно. Непрокомпостированный билет считается недействительным!
Билет CityTourCard предназначен специально для туристов и помимо проезда в транспорте дает возможность скидки при посещении различных достопримечательностей. Но, как показывает практика, никакой выгоды обычно нет – все равно более двух музеев в день посетить нереально, и в итоге выгоды от CityTourCard нет никакой.
Баварский билет – Bayern-Ticket. Билет дает право на поездки в течение дня как по городу, так и по всей территории Баварии (и даже чуть дальше – например, по нему можно доехать аж до Зальцбурга, в Австрию). Билет покупается в автоматах, его цена составляет 23€, 27€, 31€, 35€ и 39€ для 1-5 человек, соответственно. Такой билет является очень удобным, например, для поездки всей семьей в известный замок Нойшвайштайн. Билет недействителен для скоростных поездов, каких-либо других ограничений нет.
В целом, транспорт в Германии очень удобен. Например, на каждой станции метро есть туалет, на каждой станции есть лифт для инвалидов или женщин с колясками (к примеру, на наши российские эскалаторы практически невозможно зайти, будучи на костылях после перелома). О наличии большого количества подробных указателей, табло, показывающего время до прихода следующего поезда, даже говорить нет смысла. Удобны даже такие «мелочи», как дублирование сообщений на крупных станциях на английском – очевидно, что не все гости города знают немецкий. В нашем метро об этом почему-то тоже забыли... И наконец, очень удобным является совмещение в пересадочных станциях поездов метро (U-Bahn) и электричек (S-Bahn): чтобы пересесть на пригородный поезд, достаточно просто перейти на соседнюю платформу, не надо идти на вокзал и стоять в очереди за новыми билетами. Это очень эффективно как в плане экономии времени, так и в плане удобства.
Кстати, турникетов в немецком метро нет, так что теоретически проехать можно и «зайцем», но лучше этого не делать, т.к. периодически ходят контролеры и штрафы довольно велики.