Правда о палеолитической диете




Подписка

на новости




РЕЙТИНГОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ:     Действительно ли проросший картофель опасен для  |10 невероятных фактов об эффекте плацебо  |Масленок лиственничный, болотный. Перечный гриб.  |ПОДВОДНЫЙ ПЕТЕРБУРГ  |

Лента новостей  |   Лента комментариев  |   Интересное о разном  |   Опасно  |   Медицинские мифы  |   Необычное рядом  |   Животный мир  |   Изучаем историю  |  

Фито Центр » Интересное о разном » Правда о палеолитической диете

Правда о палеолитической диете

дата : 24-03-2020   /   Интересное о разном   /   просмотров: 801  / Оценить статью:

Сегодня очень немногие ведут настоящий охотничье-собирательский образ жизни, а палеолитические диеты скорее представляют собой упрощённый вариант того, что было на столах наших предков много тысячелетий назад.

o-PALEO-DIET-facebook

При реконструкции человеческой эволюции обычно используются простые, чрезмерно аккуратные сценарии. Например, предполагается, что наши предки стояли на двух ногах, чтобы видеть дальше высокой травы или начали говорить, потому что, наконец, нашли, что сказать. Как и бо́льшая часть нашего представления о поведении ранних гоминид, предполагаемый рацион питания наших предков также является сильно упрощённым.

Рассмотрим, например, модную Палео диету, основанную на жизни людей в эпоху палеолита или Каменного века, который начался около 2,6 миллионов лет назад и завершился примерно 10 тысяч лет назад. Приверженцы этой диеты отказываются от достижений современного кулинарного прогресса, в числе которых молочные продукты, сельскохозяйственная продукция и полуфабрикаты — и начинают вести псевдо-охотничье-собирательский образ жизни, в некотором роде подобно Лону Чейни младшему в фильме «Миллион лет до нашей эры». Сторонники диеты рекомендуют весьма специфическое «анцестральное» меню, изобилующее определённым количеством энергии из углеводов, белков и жиров, и предположительно обеспечивающее определённый уровень физической активности. Эти рекомендации основываются лишь на наблюдении за современными людьми, которые хотя бы частично ведут охотничье-собирательский образ жизни.

Однако, с научной точки зрения, в целом эта упрощённая характеристика поведения наших предков ошибочна. Автор статьи Кен Сайерс и антрополог Оуэн Лавджой тщательно изучили вопрос поведенческой эволюции человека, а именно истоки рациона гоминид. Они сосредоточились на ранней фазе эволюции гоминид, продлившейся примерно от 6 млн. лет назад до 1,6 миллионов лет до н.э., как до, так и после использования модифицированных каменных инструментов. В этот период времени входят, в порядке появления, гоминиды Ардипитеки и Австралопитеки, а также ранние представители нашего рода, сравнительно умные Homo. Все они были нашими далёкими предшественниками и не имели отношения к современному человеку, который появился значительно позже.

Сайерс и Лавджой исследовали окаменелости, химические и археологические свидетельства, а также внимательно изучили пищедобывательное поведение существующих животных. Почему это так важно? Наблюдение за животными в природе в течение хотя бы часа даст готовый ответ: почти всё, что ежедневно делает живое существо, связано с попытками остаться в живых; сюда входят такие действия как питание, избегание хищников и размножение. Это эволюционный путь.

image-20150216-18485-ixrulz

Исследование зубов древнего человека на предмет подсказок о его питании

Что же на самом деле ели наши предки? В некоторых случаях, изучая этот вопрос, учёные используют современные технологии. Исследователи изучают химический состав ископаемой зубной эмали, чтобы определить, какое количество еды, полученной из древесных растений (или животных, которые их ели) по сравнению с равнинными растениями употребляли гоминиды. Другие исследуют кусочки зубного камня древних людей на предмет кремнезёма из растений, тип которых можно определить — например фрукт из определённой семьи растений. Третьи изучают маленькие следы, оставленные на костях животных при их разделке каменными инструментами. Например, исследователи обнаружили, что даже 2,6 млн. лет назад гоминиды ели мясо и костный мозг антилоп; до сих пор идут горячие споры о том, убивали ли они антилоп на охоте, или же питались умершими животными.

Такие методы информативны, но в конечном итоге составляют весьма размытую картину рациона питания древних людей. Они предоставляют хорошие доказательства того, что некоторые части растений (например клубни), осока, фрукты, беспозвоночные и позвоночные животные, листья и кора входили в меню по крайней мере некоторых ранних гоминид. Однако это не даёт информации о сравнительной ценности различных продуктов. А поскольку живущие сегодня обезьяны и приматы, по крайней мере случайно, едят все эти продукты, такие методы не объясняют чем гоминиды отличаются от других приматов.

По словам Лавджоя, для воссоздания эволюции гоминид нужно взять правила, применимые к животным, и использовать их по отношению к человеку. Другими словами, нужно рассмотреть «правила» добывания пищи. Ещё в 1953 году антропологи Джордж Бартоломью и Джозеф Бёрдселл предприняли попытку характеризовать экологию ранних гоминид, используя общие биологические принципы.

К счастью, экологи уже давно собирают эти правила в области исследований под названием «теория оптимального фуражирования» (ТОФ). В ТОФ используются простые математические модели для прогнозирования того, как определённые животные будут добывать пищу в заданных обстоятельствах. Например, при наличии набора потенциальных продуктов предполагаемой энергетической ценности, а также времени, необходимого для получения и употребления этих продуктов, классическая модель ТОФ рассчитает, какие продукты нужно съесть, а какие проигнорировать. Одно из предположений — своего рода «золотое правило» добывания пищи — состоит в том, что когда выгодные продукты (с высоким содержанием энергии и не требующие большого количества времени на употребление) имеются в изобилии, животное должно специализироваться на них, но когда их мало, животное расширяет свой рацион.

image-20150216-18474-13d6ms9

Гималайские серые Тонкотелые обезьяны ранней осенью, когда жизнь сравнительно легка и нет необходимости употреблять «невыгодную» пищу

В целом, это предположение подтверждается данными, полученными при наблюдении за различными существами, от насекомых до современных людей. Например, в непальских Гималаях серые Тонкотелые обезьяны бо́льшую часть года воздерживаются от употребления жёстких листьев вечнозелёных растений, а также некоторых видов корней и коры — всё это содержит мало калорий, много волокон и требует большого количества времени на поедание. Однако суровой зимой, когда более хорошая пища встречается реже или совсем недоступна, обезьяны с жадностью поглощают и эти продукты.

image-20150216-18496-1ydofcp

Череп так называемого «человека-щелкунчика», питавшегося всем подряд

Рискнув погрузиться в более отдалённую историю питания человека, одна команда учёных использовала ТОФ, современный аналог естественной среды и данные из палеонтологической летописи, чтобы оценить предполагаемый оптимальный рацион Австралопитека Бойса — известного «человека-щелкунчика», обитавшего в Восточной Африке около двух миллионов лет назад. Исследование указывает на широкий спектр потенциальных продуктов, различные траектории перемещения — основанные на таких характеристиках, как среда обитания или использование палок для копания — и сезонную значимость некоторых ресурсов, например корней и клубней, для удовлетворения предполагаемых потребностей в калориях.

В 1980 году исследователи Том Хатли и Джон Каппелман отметили, что у гоминид есть бунодонтные зубы — задние зубы с тупыми бугорками, подобные зубам медведей и свиней. Понаблюдав за питанием этих животных, можно сделать вывод, что они едят почти всё: клубни, плоды, листву, ветви, мёд, беспозвоночных и позвоночных животных найденных мёртвыми или убитых в результате охоты. Процентный вклад каждого типа еды в рацион зависит от энергетической ценности определённого продукта в определённой среде обитания и в определённое время года. Данные всей человеческой эволюции свидетельствуют о том, что наши предки, и даже мы — современные люди — такие же всеядные.

Скорее всего, идея о том, что наши более давние предки были великими охотниками является ошибочной, поскольку одного прямохождения — по крайней мере, до развития сложного восприятия и технологий — недостаточно для эффективной охоты. Мобильность человека ограничена даже больше, чем у медведей и свиней. Антрополог Брюс Латимер отметил, что самый быстрый человек на планете не сможет догнать среднего кролика. И это ещё один повод проявлять гибкость в поиске пищи.

Упрощённая характеристика экологии гоминид далека от настоящей и поразительной многогранности нашей общей истории. Недавно распространившееся добавление сельскохозяйственных продуктов в рацион многих людей — физиологическая адаптация к которым прошла для человека довольно быстро — это лишь расширение давней необходимости. Гоминиды распространились по Африке, а затем и по всему земному шару, не только благодаря использованию одной стратегии добывания пищи или употреблению определённой смеси углеводов, белков и жиров. Мы сделали это, потому что проявляли гибкость, как в социальном, так и в экологическом плане, и всегда искали место, где трава зеленее (в переносном смысле) или плоды спелее (в прямом смысле).


                                                                                                                                          Оценить статью:

| Распечатать | Жалоба |

Источник: http://mixednews.ru/archives/74123




Комментариев: 0

Добавить комментарий