Владимир Казначеев
Мог ли подумать мальчишка, родившийся 26 июля 1928 года в селе Соловьяновка Людниковской волости, Бежицкого уезда в Брянской губернии, что 80-летним будет приглашен в Москву на празднование 63-летия Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне? Что в Кремле встретится с Президентом России и Председателем Правительства Российской Федерации?
Нет, конечно. Как не знал он, что война застанет его в родном селе тринадцатилетним, а выйдет он из нее уже признанным партизаном-подрывником, на счету которого будет 10 взорванных эшелонов врага. Володя Казначеев рано лишился отца, жил с матерью, старшей сестрой Анной и младшим братом Анатолием. Учился в средней школе, вступил в пионеры, любил походы в лес и на рыбалку. До войны успел окончить пять классов. В партизаны попал по стопам матери, которая после оккупации немцами района стала связной между Клетнянским партизанским отрядом и подпольем. Пекла она и хлеб для партизан в подпольной пекарне, расположенной в лесном урочище «Красный дворец». Когда каратели обнаружили и уничтожили пекарню, мать Володи была арестована и 6 октября 1941 года расстреляна оккупантами.
В партизанском отряде, принявшем сирот, Владимир стал разведчиком. В 1942 году в брянские леса пришло партизанское соединение имени Щорса под командованием А.Ф. Федорова, будущего дважды Героя Советского Союза. Володя решил перейти в этот отряд, считая, что местные партизаны, жалея его, очень редко доверяли серьезные задания. За него и сестру поручился Геннадий Андреевич Мусиенко, выходец из Соловьяновки, один из тех опытных разведчиков Клетнянского отряда, которые перешли тогда к Федорову.
Поскольку Брянщина стала одним из центров партизанского движения, немецкое командование начало полномасштабную операцию против брянских партизан. После кровопролитных семидневных боев партизанам блокированного соединения А.Ф. Федорова (потерявшего к этому времени около половины личного состава) удалось выйти из окружения и уйти в Черниговскую область Украины. По приказу из Ставки Верховного главнокомандования подразделение было разделено на два отряда, и одному из них, под командованием Федорова, предстояло идти в Западную Украину на соединение с отрядами С.А. Ковпака и действовать в глубоком тылу противника.
В каждом отряде создавались на добровольных началах специальные группы подрывников и диверсантов. Володю Казначеева не хотели брать в диверсионную группу: образование всего 5 классов, не прошел даже школьный курс физики, как он сможет работать со сложными электрическими минами? Комиссар отряда предложил зачислить пионера в группу, но при условии, что он сдаст все экзамены по подрывному делу на «пять». Учителями у подрывников были доставленные авиацией из Москвы специалисты. Владимир Казначеев так освоил минное дело, электронику и взрывотехнику, что выдержал это условие и был зачислен в группу подрывников. Соединению Федорова была поставлена задача парализовать работу крупного Ковельского железнодорожного узла. Отряд, в который входила группа Казначеева, действовал на напряженном двух путном участке направления Брест–Ковель.
В первом же задании, на которое Володю взяли в качестве подрывника, его группа из восьми человек ночью заблудилась и вышла не к железной дороге, а к почти непроходимому болоту. Проводник из местных жителей растерялся. Володя, как самый легкий в группе, взялся идти первым, ориентируясь на мелкие кустики, растущие на кочках. Дважды он оступался и оказывался на краю гибели, но в конце концов вывел товарищей на твердую почву. К дороге они вышли, но… у самого немецкого дзота. Тем не менее, Казначеев решил, что пробраться с миной к «железке» можно именно здесь. Осторожно волоча за собой мешок с шестнадцатикилограммовой миной, он пополз к дзоту, преодолел простреливаемое пространство и попал в «мертвую зону», затем, миновав дзот, приблизился к насыпи. Две минуты, ушедшие на минирование, показались новичку вечностью. Вернулся Володя обратно тем же путем, оставшись незамеченным охраной.
Появившийся через некоторое время немецкий эшелон был подорван. Всего на его счету Владимира Казначеева 10 уничтоженных эшелонов противника — из сорока одного эшелона, выведенных из строя его отрядом. За время «рельсовой войны» из пятнадцати подрывников в отряде Казначеева в живых осталось только пятеро. Отрывочная информация об опытном подрывнике Казначееве дошла и до немецкого командования. За его голову оккупационные власти назначили награду, даже не подозревая, что их опасному противнику всего пятнадцать лет. За безупречное выполнение боевых заданий Владимир Петрович Казначеев был представлен к званию Героя Советского Союза.
Однако в Президиуме Верховного Совета СССР решили ограничиться орденом Ленина. После войны Владимир Казначеев учился на радиста в Киевской офицерской школе. Затем по ходатайству А.Ф. Федорова был зачислен курсантом в Херсонское мореходное училище, которое закончил с отличием. Ходил в плавания, позднее работал в Херсоне главным диспетчером флота. Окончил Одесский институт инженеров морского транспорта, был назначен начальником отдела по агентированию иностранного флота.
В 1964 году Министерств морского флота командировало его на 5 лет в Алжир, поработал он и во Франции и Бельгии. Выйдя на пенсию, поселился в Херсоне. Владимир Петрович Казначеев награжден орденами Ленина, Отечественной войны I степени, Трудового Красного Знамени, «Знак почета», «За заслуги» III степени, «За мужество» III степени, медалью «Партизану Отечественной войны» I степени и многими другими. Он стал одним из героев художественного фильма «В лесах под Ковелем», основанного на реальных событиях операции «Ковельский узел».
Воловик А.М. Личность на фоне эпохи. Том II. От Владимира до Владимира… /А.М. Воловик — М.: Издательский дом «АЛВО», 2012. —
Оценить статью:
| Распечатать | Жалоба |
Источник: http://www.oboznik.ru/?p=48235