Синдром самозванца: Почему женщины не верят в свой успех
ЭТО ОЩУЩЕНИЕ ЗНАКОМО МНОГИМ ЖЕНЩИНАМ: на работе вы чувствуете, что не заслуживаете успеха, которого удалось добиться, — думаете, что просто повезло и вы оказались в нужном месте в нужное время. Вам кажется, что окружающие заблуждаются на ваш счёт, что правда рано или поздно откроется и выяснится, что вы занимаете чужую позицию. Это чувство называют «синдромом самозванца», и оно не связано ни с уровнем развития карьеры, ни с успешностью — с ним может столкнуться как стажёр, попавший в крупную компанию, так и топ-менеджер. Эмма Уотсон, Тина Фей, Шерил Сэндберг и многие другие говорили, что время от времени ощущают себя «самозванками». Даже обладательница трёх «Оскаров» Мерил Стрип как-то призналась, что чувствует себя неуверенно: «Ты думаешь: „С чего люди вообще должны захотеть увидеть меня ещё в одном фильме? Я всё равно не умею играть, так почему я этим занимаюсь?“»
О синдроме самозванца впервые заговорили в 1978 году профессор психологии Полина Клэнс и психолог Сюзанна Аймс. Они обнаружили, что многие из их клиенток не могут принять собственный успех и свои достижения — вместо этого они считали, что причина в их удачливости, обаянии, в том, что у них есть нужные контакты и что они умело притворяются более компетентными. Синдром самозванца не является психологическим диагнозом, но с этим состоянием в той или иной форме сталкивается множество людей. Человек необязательно чувствует себя самозванцем всё время и во всех сферах, это чувство может возникать эпизодически. Синдром самозванца редко обусловлен реальным отсутствием знаний и умений. Гораздо чаще встречается обратная ситуация: некомпетентному человеку не хватает знаний, чтобы понять, что он некомпетентен.
Более поздние исследования показали, что синдрому самозванца подвержены не только женщины, но и мужчины — но проблема от этого не становится менее острой. Укоренившееся неравенство в оплате труда связано в том числе и с тем, что женщинам тяжелее добиваться повышения, чем мужчинам: там, где мужчина с большей вероятностью будет отстаивать свои права, женщина часто не хочет действовать, потому что боится показаться «трудной» и «неудобной» в работе. Синдром самозванца играет здесь не последнюю роль: женщинам нелегко просить о повышении, если они не чувствуют себя достойными его.
И хотя женщины работают наравне с мужчинами, им часто не хватает уверенности в своих силах. Из-за синдрома самозванца женщины боятся брать на себя новые обязанности, потому что думают, что не справятся, и часто не готовы просить о помощи, потому что боятся, что таким образом проявят слабость. Это подтверждают и данные исследований. Линда Бэбкок, профессор экономики Университета Карнеги — Меллон, провела исследование со студентами бизнес-школ и выяснила, что мужчины обсуждают повышение зарплаты в четыре раза чаще женщин. При этом когда женщины всё-таки говорят о повышении, они просят суммы на 30 % меньшие, чем мужчины.
Дети, склонные к синдрому самозванца, растут в семьях, где родители уделяют большое внимание достижениям ребёнка, но недодают ему человеческого тепла
Учёные считают, что синдром самозванца может быть обусловлен разными причинами: его связывают и с отношениями в семье, и с личными качествами человека, и с культурными установками. Клэнс и Аймс считали, что синдром самозванца развивается у женщин, выросших в одной из двух моделей семьи. В первом случае в семье несколько детей, одного из которых родители считают более умным и способным. Второй ребёнок — девочка — с одной стороны, верит в то, что она менее способная, а с другой — надеется разрушить этот миф. Во взрослом возрасте она постоянно ищет подтверждение своей состоятельности и в то же время начинает сомневаться в своих способностях, думая, что родители были правы. Во втором типе семьи родители идеализируют ребёнка. Вырастая, девочка сталкивается с трудностями и начинает сомневаться в своих силах — родители считают, всё должно даваться ей без труда, но на деле выходит иначе. Она чувствует, что не справляется, но считает, что обязана соответствовать ожиданиям родителей, и боится их подвести.
Синдром самозванца также часто связывают с перфекционизмом. Психоаналитик Манфред Кетс де Вриес отмечает, что дети, склонные к синдрому самозванца, растут в семьях, где родители уделяют слишком большое внимание достижениям ребёнка, но при этом недодают ему человеческого тепла. Такие дети думают, что родители будут обращать на них внимание, только если они будут добиваться успеха — и вырастают неуверенными в себе трудоголиками. По его мнению, «самозванцы» часто ставят себе недостижимые цели, а когда не могут их выполнить, начинают терзать себя из-за неудачи. Самобичевание только подогревает ощущение «самозванства», из-за чего человек ставит себе новую недостижимую цель — и всё повторяется сначала.
«Я бы сказала, что синдром самозванца — это не единичный симптом, — отмечает психолог и журналист Ксения Кузьмина. — Он встроен в личностную структуру невротического спектра и тем самым может быть характерен для людей, испытывающих глубокий конфликт — часто ощущающих пустоту внутри и недостаток веры в себя. Для того чтобы жить и функционировать в мире, они привыкли скрывать свои непростые ощущения под масками успешных героев, одновременно боясь своего рода „разоблачения“: „Они же сейчас поймут, какой я на самом деле! Они ошиблись во мне! Я же совсем другой! На самом деле я чувствую себя ничтожным!“». По словам Ксении, человек обесценивает свои успехи, боясь неудач и того, что другие, поверив в него, спросят с него слишком много — что и приведёт к «разоблачению». «А когда человек умаляет свои вклад и ответственность, считая, что всему виной удачное стечение обстоятельств, внешние факторы, то вынести поражение гораздо легче и проще. Вероятно, что в корне синдрома самозванца лежит и невротическое избегание чувства вины, берущее начало где-то в далёком детстве и отношениях с братьями или сёстрами. Ведь быть победителем так же непросто, как и проигравшим. Некоторым людям невыносимо ощущение, что где-то за ними остались те, кто проиграл», — отмечает Кузьмина.
По наблюдениям психологов, представители меньшинств чаще чувствуют себя «самозванцами». При этом некоторые меньшинства сталкиваются с проблемой чаще других: в 2013 году учёные Техасского университета в Остине провели исследование, которое показало, что американцы азиатского происхождения чувствуют себя «самозванцами» чаще, чем афроамериканцы и латиноамериканцы. Некоторые исследователи также считают, что представители определённых профессий чаще сталкиваются с синдромом — например, учёные и врачи, которым для достижения успеха важно не только обладать большими знаниями и компетенциями, но и производить впечатление образованного и уверенного человека.
Развитию синдрома самозванца у женщин способствуют и культурные установки. Прямо говорить о своих достижениях — черта, которая традиционно считается мужской; женщины, согласно традиционным установкам, должны оставаться скромными и не имеют права заявлять о своих успехах — из-за чего у них часто складывается ощущение, что они могут и умеют меньше мужчин. При этом культурные стереотипы также нередко мешают замечать синдром самозванца у мужчин: традиционные представления о маскулинности не позволяют мужчинам говорить о своих чувствах и признаваться в том, что они чувствуют себя уязвимыми.
Если вам везёт постоянно, скорее всего, это не везение, а результат ваших действий
К счастью, с синдромом самозванца вполне реально справиться: главное — понимать, что наше восприятие собственных успехов всегда субъективно. Для этого полезно постараться посмотреть на свои достижения со стороны и объективно оценить себя. «Поймите, что вы не признаёте свои собственные достижения, придаёте слишком большое значение достижениям других и сильно недооцениваете трудности, с которыми другие столкнулись на пути к успеху», — считает Брэдли Войтек, профессор Калифорнийского университета в Сан-Диего. По его мнению, честный разговор с самим собой о своих достижениях и неудачах поможет более объективно посмотреть на свою работу. Сам он в своём резюме добавляет целый раздел, посвящённый неудачам: грантам, которые не удалось получить, неопубликованным статьям, заявкам на поступление в аспирантуру, которые были отклонены. Узнать о неудачном опыте других людей может быть полезно — это позволяет понять, что с неудачами сталкивается каждый из нас.
Если вы сомневаетесь в своих силах, попробуйте поговорить с коллегами или близкими — так вы сможете увидеть результаты своей работы в перспективе и понять, действительно ли окружающие лучше справляются со своими обязанностями или они просто более уверены. «Сравнивайте результаты своей работы с результатами других. Если людей аналогичного уровня в компании нет, разговаривайте с коллегами из других компаний, обменивайтесь опытом, знаниями, результатами. Это поможет откалибровать внутреннюю линейку, по которой вы оцениваете собственные достижения, — советует Мария Козлова, рекрутер известной IT-компании. — Старайтесь стрясти честный фидбэк со своего руководителя, подчинённых, смежников. Для этого нужно выстраивать с ними доверительные отношения, но это того стоит».
Если причина ощущения «самозванства» в том, что вы стараетесь избегать чувства ответственности, то единственный выход здесь — начать брать на себя ответственность за свои поступки и действия в работе. Это непросто, но необходимо: пережить неудачу, обвинив в произошедшем внешние обстоятельства, гораздо легче — но и ощущение от успехов будет не таким полным. В любом случае важно помнить, что успех невозможен без приложенных усилий. Как говорит Мария Козлова, «если вам везёт постоянно, скорее всего, это не везение, а результат ваших действий». Остаётся только научиться верить в себя и принимать заслуженные достижения.
Александра Савина
Иллюстрации Катя Дорохина
Оценить статью:
| Распечатать | Жалоба |
Источник: https://matveychev-oleg.livejournal.com/6982043.html