Об определении понятий «причина», «болезнь», «проявление» (Авиценна)
Мы говорим: причиной в книгах о медицине называется [обстоятельство], которое возникает первично и обусловливает бытие того или иного состояния человеческого тела или же устойчивость этого состояния. Болезнь же есть неестественное состояние человеческого тела, обусловливающее по существу первичным образом расстройство в действии [больного органа]. Это [происходит] либо от неестественной натуры, либо от неестественного сочетания [частиц]. А проявление есть нечто такое, что следует за этим состоянием, и оно неестественно, [причем] безразлично, является ли оно противоположным естественному, как например, боль при куландже, или не является, как например, чрезмерное покраснение щек при воспалении легких.
Пример причины – гнилостность; пример болезни – лихорадка; пример проявления – жажда и головная боль. И еще пример причины – переполненность сосудов, спускающихся к глазу; пример болезни – закупорка [сосудов] в виноградной оболочке; это болезнь орудия, [зависящая] от сочетания [частиц]; пример проявления – утрата зрения. И еще пример причины – острый катар; пример болезни – язва в легких; пример проявления – покраснение щек и искривление ногтей.
Проявление называют «проявлением», рассматривая его само по себе или по отношению к тому, у кого оно имеет место, и называют «признаком» с точки зрения исследования его врачом, который переходит от этого признака к познанию сущности болезни. Болезнь иногда бывает причиной другой болезни – так куландж [вызывает] обморок, паралич или падучую. Больше того, [даже] проявление болезни может быть причиной болезни: так, сильная боль становится причиной обморока; сильная боль может также быть причиной опухоли при излиянии материи к болящему месту. Проявление и само по себе становится болезнью. Такова, [например], головная боль, проистекающая от лихорадки: порой она так утверждается и укрепляется, что становится болезнью.
Иногда что‑либо бывает – по отношению к самому себе, к тому, что было прежде, и к тому, что следует после, – болезнью, проявлением и причиной. Такова, [например], чахоточная лихорадка. Она есть проявление язвы в легких и болезнь сама по себе и причина, например, слабости желудка. А [взять], к примеру, головную боль, вызванную лихорадкой: она есть проявление лихорадки и болезнь сама по себе, а иногда она навлекает барсам или сарсам и становится, таким образом, причиной двух упомянутых болезней.
Абу Али ибн Сина (Авиценна) (980 – 1037)
Оценить статью:
| Распечатать | Жалоба |
Источник: https://fito-center.ru