Всё самое интересное
на одном сайте
В Контакте  Одноклассники  Telegram  Лента RSS

Теория спиритизма


Теория спиритизма
31 январь 2024
338
0
  Голосовало:  0

 

Из Франции спиритизм перенесся и в другие страны Европы, где в продолжение нескольких лет крутившиеся и говорившие столы были в моде и сделались забавою гостиных; затем они надоели и их оставили, чтобы заняться другими развлечениями.

В непродолжительном времени спиритизм представлялся в другом виде, что вывело его из области простого любопытства. Пределы этого краткого описания не дозволяют нам следить за ним во всех его фазах; мы перейдем к тому, что оно представляет отличительного и какие его особенности обратили на себя внимание серьезнейших и ученейших людей того времени.

Предварительно скажем, что явление это встретило многих противников. Одни, не обращая внимания на бескорыстие и достоинство испытателей, видели в нем только фиглярство. Люди, не признавшие ничего вне материи, веровавшие только в видимый мир, думавшие, что все умирает вместе с телом, - одним словом, материалисты, выдавшие себя за «вольнодумцев», поставили существование невидимых духов в ряд нелепых басен: они назвали сумасшедшими принимавших это дело серьезно и осыпали их язвительными насмешками.

Д ругие, будучи не в состоянии опровергнуть факты и находясь под влиянием особенного рода понятий, приписывали эти явления исключительно влиянию дьявола, чем и старались испугать боязливых. Но в настоящее время дьявола никто не боится; о нем говорят так много и в таких различных видах его представляли, что многие захотели увидеть, каков он есть на самом деле. Следствием было то, что объявление о появлении настоящего дьявола имело нечто увлекательное для тех, кто его видел прежде только на картинках или на театральной сцене; для многих оно было сильным возбуждением, так что желавшие таким образом заградить путь новым идеям поступили против своей цели и сделались помимо своей воли пропагандистами тем действительнейшими, чем сильнее против них восставали. Другие критики не более имели успеха, потому что против доказанных фактов и точных рассуждений они не могли противопоставить ничего более, как только одно отрицание. Читайте их издания об этом предмете: везде вы найдете доказательство их незнания и несерьезного исследования и нигде не встретите решительного доказательства его невозможности. Вот их доводы: «Я не верю, и, следовательно, это не существует; все верующие сумасшедшие; мы одни имеем привилегию разума и здравого смысла». Невозможно исчислить адептов, приобретенных серьезной или шутовской критикой, потому что везде находят одно только личное мнение без доказательств противного. Будем продолжать наше изложение.

Сообщения посредством ударений были медленные и неполные: узнали, что подвижные вещи, как, например, корзинка, дощечка, к которым приделывали карандаш и на которые клали пальцы, двигались и чертили буквы. Впоследствии увидели, что эти вещами были такие принадлежности, без которых можно было обойтись; опыт доказал, что дух, действуя на бездушный предмет и управляя им по своей воле, мог равно действовать на руку и водить карандаш. Тогда оказались пишущие медиумы, то есть лица, которые писали невольно, под влиянием духов и делались таким образом их орудиями и переводчиками. С тех пор сообщениям не было более пределов и обмен мыслей мог совершаться с такой же быстротой и развитием, как между живыми людьми. Явилось обширное поле для исследования, открытие нового мира: мира невидимых, незримых существ, подобно тому как посредством микроскопа открыли мир существ бесконечно малых.

Что такое эти духи? Какую роль играют они во Вселенной? С какою целью общаются со смертным? Таковы были первые вопросы, которые надлежало разрешить. Вскоре узнали от этих же духов, что они не отдельные существа творения, но души живших на Земле или в других мирах: что эти души, оставив свою телесную оболочку, витают в пространстве. Невозможно было более сомневаться, когда между ними узнали своих родственников и друзей, с которыми могли разговаривать; когда они сами привели доказательства своего существования, указали, что умерло в них только тело, но жива их душа, или дух, что они здесь, возле нас, видят нас и наблюдают за нами, как во время своей жизни, окружая попечениями тех, о которых любили и воспоминание которых доставляет им сладчайшее утешение.

Вообще имеют совершенно ложное понятие о духах; они существа не отвлеченные, не неопределенные, как многие себе воображают, представляя их чем-то вроде слабого света или искры; напротив, они действительные существа, имеющие свою личность и определенный образ. Об этом можно составить приблизительное понятие через следующее объяснение.

Есть в человеке три существенные вещи: во-первых, душа, или дух, т. е. разумное начало, в котором находится мысль, воля и нравственное чувство; во-вторых, тело, или вещественная оболочка, тяжелая и грубая, посредством которой дух входит в соотношение с внешним миром; в- третьих, перисприт, флюидическая, эфирная, легчайшая оболочка, служащая связующим звеном и посредником между духом и телом. Когда внешняя оболочка ветшает и не может более действовать, она распадается, и дух сбрасывает ее, как плод сбрасывает шелуху, дерево - свою кору; одним словом, как оставляют старое платье, негодное для употребления: это называют смертью. Итак, смерть есть уничтожение грубой оболочки духа: одно тело умирает, дух же никогда. Во время земной жизни дух, так сказать, сжат узами соединенного с ним вещества, делающего часто недействительными его способности. Смерть тела избавляет его от этих уз: он освобождается и приобретает свою свободу, как бабочка, выходя из своей куколки; но он оставляет только вещественное тело и сохраняет перисприт, составляющий для него род эфирного тела, воздушного, невесомого для нас, имеющего форму человеческого и, как кажется, первообразного тела. В нормальном состоянии перисприт невидим, но дух может подчинить его некоторого рода изменениям, делающим его временно доступным зрению и даже осязанию, как это бывает со сгущенным паром; таким образом духи могут иногда нам показаться в своих появлениях. Посредством перисприта дух действует на бездушное вещество и производит различные явления, как-то: шум, движение, письмо и т. д. Стук и движение служат для духов средствами к засвидетельствованию их присутствия и к привлечению к себе внимания точно так же, как люди стучатся в дверь. Некоторые духи не довольствуются умеренным стуком, а поднимают шум, как будто бы разбивается посуда, отпираются и запираются двери или опрокидывается мебель.

Посредством условных ударов и движений они могут выражать свои мысли, но письмо представляется им самым лучшим, скорым и удобным средством, поэтому они его и предпочитают. По той же самой причине, по которой они могут заставить писать слова, они могут также править рукой, чтобы рисовать, писать музыкальные ноты, играть на инструменте; короче говоря, за неимением собственного тела они употребляют тело медиума, чтобы явиться людям чувственным образом. Духи могут являться еще многими другими способами. Некоторые личности, названные слышащими медиумами, имеют способность их слышать и таким образом могут разговаривать с ними.

Другие их видят - это видящие медиумы. Духи, являющиеся зрению, представляются в образе, подобном тому, который они имели во время своей жизни, но туманном; иногда этот образ имеет наружный вид живого существа, так что нередко их принимали за живых и могли с ними говорить и жать им руки, не подозревая, что видят перед собою духов, и узнавали это только по их внезапному исчезновению.

Способность видеть духов вообще и постоянно - очень редкая, но отдельные явления случаются довольно часто, особенно во время смерти; освобожденный дух, кажется, как будто спешит увидеть своих родных и друзей, уведомить их, что он оставил землю, и сказать им, что он жив. Пусть всякий призовет свои воспоминания и увидит, сколько подобного рода подлинных случаев бывало с ним не только ночью во время сна, но и среди белого дня, при полном бодрствовании, и в которых он не мог отдать себе ясного отчета. Прежде смотрели на эти случаи как на нечто сверхъестественное и чудесное и приписывали их чародейству и колдовству; ныне неверующие относят их к воображению; но с тех пор, как спиритическая наука дает ключ к подобным явлениям, знают, каким образом они производятся и что они не выходят из разряда естественных явлений.

Думают еще, что духи, потому только, что они духи, должны иметь высочайшее знание, высочайшую мудрость: опыт не замедлил доказать это заблуждение. Между полученными от духов сообщениями некоторые бывают преисполнены глубокомыслия, высокого красноречия, мудрости, нравственности и дышат добротой и благосклонностью; другие весьма обыкновенны, легкомысленны, даже грубы и выказывают самое жалкое состояние ума. Очевидно, что они не могут проистекать из одного и того же источника и что, если есть добрые духи, то есть также и злые. Естественно, что духи, будучи душами людей, не могут стать совершенными тотчас после оставления тела и что до тех пор пока они не сделают успехов, они сохраняют несовершенство телесной жизни, почему мы и видим духов различных уровней доброты и злобы, знания и невежества.

Вообще, духи общаются с удовольствием, и им приятно видеть, что их не забыли; они охотно описывают свои впечатления при оставлении земли, свое новое положение, свои радости или страдания в мире, где они находятся: одни очень счастливы, другие несчастны, некоторые претерпевают ужасные мучения, в зависимости от того, какую они вели жизнь - хорошую или дурную, полезную или бесполезную. Наблюдая за ними во всех фазах их нового существования, в зависимости от их бывшего положения на Земле, рода их смерти, их прежнего нрава и человеческих привычек приходим к познанию невидимого мира, если несовершенному, то, по крайней мере, довольно точному, чтобы знать наше будущее состояние и предугадать счастливую или несчастливую судьбу, нас ожидающую.

Наставления, данные духами высшего ранга касательно предметов, относящихся к человечеству, их ответы на заданные вопросы, собранные и старательно приведенные в порядок, составляют целое нравственное и философическое учение под названием спиритизм. Следовательно, спиритизм есть учение, основывающееся на существовании, проявлении и учении духов. Философская часть этого учения подробно изложена в труде Аллена Кардека «Книга духов»; часть практическая и опытная - в «Книге медиумов». По разбору этих сочинений, приведенному ниже, можно судить о разнообразии, обширности и важности предметов, в них заключающихся. Как мы уже видели, спиритизм возник из простого явления - крутящихся столов; но поскольку такие явления занимали более глаза, нежели разум, и возбуждали более любопытство, нежели чувства, то, удовлетворив любопытство, они перестали обращать на себя внимание, тем более что их не понимали. И совсем иными были выводы, когда теория объяснила причину, когда увидели, что из этих вертящихся столов родилось целое нравственное учение, говорящее о душе, рассеивающее томительные сомнения, удовлетворяющее всем стремлениям, оставленным без ответа вследствие неполноты учения о будущем человечества.

Люди серьезные приняли новое учение как благодеяние, и с тех пор оно не только не ослабевает, но распространяется с невероятной быстротой: в продолжение трех или четырех лет оно привлекло на свою сторону во всех частях мира бесчисленное множество приверженцев, в особенности людей просвещенных, число которых умножается в чрезвычайной прогрессии, так что можно сказать, что спиритизм приобрел право гражданства. Он опирается на такие твердые основания, что может отразить все нападки своих противников, силящихся его опровергнуть; это доказывается тем, что их нападения и критика не приостанавливают ни на минуту его распространения. Это есть событие, подтвержденное опытом, которого противники спиритизма никогда не могли объяснить; спириты отвечают: если он распространяется, несмотря на критику, это значит, что его находят хорошим и что его доводы предпочитают доводам его противников.

Однако спиритизм - не новое открытие: факты и начало, на которых он основывается, теряются в глубокой древности, ибо мы находим его следы в верованиях всех народов, во всех религиях, у многих духовных и светских писателей; но события за недостатком исследования часто объяснялись по суеверным понятиям невежества, и из них не вывели всех должных заключений. В самом деле: спиритизм основан на существовании духов; но так как духи не что иное, как души людей, следовательно, с тех пор как есть люди, есть и духи; спиритизм не открыл и не выдумал их. Если души, или духи, могут являться людям, значит, это в природе вещей, и, следовательно, они должны были являться всегда: потому-то всегда и везде мы находим доказательства таковых проявлений, в особенности в библейских повествованиях. Новейшему времени принадлежит только логическое объяснение событий, полнейшее знание естества духов, их назначения, образа их действий, открытие нашего будущего состояния, наконец, применение спиритизма в науке. Древние знали начало, в настоящее время знают подробности. В древности изучение этих явлений было привилегией извест ных каст, которые их открывали только посвященным в их таинства: в Средние века на занимавшихся ими открыто смотрели как на колдунов и сжигали их; но ныне нет тайны ни для кого и более никого не сжигают; каждый может, по желанию, познакомиться с этим учением и упражняться в нем, ибо медиумы имеются везде.

Само учение, преподаваемое ныне духами, не имеет ничего нового; мы его находим частично у многих философов: индийских, египетских и греческих - и во всей полноте - в учении Христа. Какая же польза от спиритизма? Он дает новые свидетельства и доказывает фактами истины, не признанные или дурно понятые, восстанавливая дурно истолкованный их истинный смысл.

Спиритизм ничему новому не учит, это правда: но разве мало доказать явным и неопровержимым образом существование души, переживающей тело, сохранение ее индивидуальности после смерти, ее бессмертие, наказания и награды в будущем? Сколько людей верят в это, но, веря с неопределенной затаенной мыслью сомнения, думают в глубине души: «Что если это неправда?»

Сколько людей было доведено до неверия потому только, что им представлена была будущая жизнь в таком образе, которого их разум не мог принять за истинный. Разве мало, что ныне колеблющийся верующий может сказать: «Теперь я уверен!» - или когда слепой опять увидит свет? Фактами и своей логикой спиритизм рассеивает душевное беспокойство, сомнения и приводит к вере оставивших ее, открывая нам существование незримого мира, нас окружающего и посреди которого мы живем, того не подозревая. Он нам помогает узнать условия нашего будущего счастья или несчастья; объясняет причину наших земных страданий и дает нам средство к их облегчению.

Его распространение будет иметь неизбежным следствием уничтожение материалистического учения. Человек, уверенный в величии и важности своего будущего существования в вечности, сравнивает его с непостоянством земной жизни, столь короткой, и мысленно возвышается над ничтожной суетой человеческой; зная причину и цель своих суетливых поступков, он их переносит с терпением и безропотно, ибо понимает, что они служат ему средством к достижению лучшего состояния. Пример явления ушедших доказывает действительность будущей жизни и вместе с тем и правосудие Божие, не оставляющее ни одного порока без наказания и ни одной добродетели без награды. Добавим, что общение с ушедшими от нас любимыми существами доставляет сладчайшее утешение и доказывает, что они не только существуют, но менее с нами разлучены, как если б они находились в живых, но в чужом краю.

Наконец, спиритизм успокаивает горечь житейских скорбей, уменьшает отчаяние и волнение души, уничтожает сомнение или страх будущего, останавливает мысль о самоубийстве и, следовательно, делает счастливыми тех, кто убеждается в его истине. Вот в чем заключается великая тайна его распространения.

С религиозной точки зрения спиритизм основывается на фундаментальных истинах всех религий: на существовании Бога, существовании души, на бессмертии, награде и наказании в будущем; но он не имеет никакого особенного богослужения. Его цель - доказать неверующим или сомневающимся, что душа существует, что она переживает тело, что после смерти она подвергается суду о добре и зле, совершенных ею во время телесной жизни; эти истины содержатся во всех религиях. Как вера в духов, спиритизм принадлежит равно всем религиям и всем народам, потому что везде, где есть люди, есть и души (или духи), потому что проявления их были всегда и рассказы о них имеются во всех религиях без исключения. Итак, можно быть греческим ортодоксом или римским католиком, протестантом, иудеем или мусульманином и верить в явление духов, следовательно, быть и спиритом: что доказывается тем, что спиритизм имеет единомышленников во всех сектах. Как учение нравственное, спиритизм - учение преимущественно христианское, ибо он есть развитие и применение учения Христа, учения чистейшего, превосходство которого никем не оспаривается; очевидное доказательство, что учение есть закон Божий; нравственность же его доступна всем.

Спиритизм, будучи независим от всякого образа богослужения, ни одного не предписывая и не занимаясь особенными догмами, не есть особенная религия, ибо он не имеет ни своих священников, ни своих храмов. Вопрошающим его: хорошо ли они делают, что придерживаются таких-то обрядов? - он отвечает: «Если вы думаете, что ваша совесть того требует, исполняйте их: Бог всегда воздает за намерение».

Одним словом, он никому не навязывает себя насильно; он не обращается к верующим, довольствующимся своей верой, но к большому числу сомневающихся и неверующих: он их не отнимает у церкви, ибо они нравственно отделились от нее во всем или отчасти; он заставляет их пройти три четверти пути, чтобы опять вступить в нее; ей остается исполнить только остальное.

Правда, спиритизм опровергает некоторые верования, как, например, вечность наказаний, вещественный огонь адский, личность дьявола и т. п.; но неизвестно ли, что эти верования, будучи доведены до крайности, рождали и всегда рождают неверующих? Если спиритизм, рационально объясняя эти и некоторые другие догматы, возвращает к вере оставивших ее, не делает ли он услугу религии? По этому случаю

один достопочтенный священник сказал: «Спиритизм заставляет верить чему-нибудь; лучше верить чему-нибудь, нежели ничему не верить».

Так как духи есть души, следовательно, нельзя отрицать духов, не отрицая души. Признав такой вывод, встречаем самый простой вопрос: «Души умерших могут ли общаться с живым?» Спиритизм подтверждает это вещественными фактами; какое же можно привести доказательство, что это невозможно? Если это существует, все возможные отрицания не помешают, чтобы оно было. Потому что это не есть ни система, ни теория, но закон природы; а против законов природы воля человека бессильна: волей или неволей надобно признать их и сообразовать с ними свои.

Евгений Колюжный








Источник новости: https://fito-center.ru

Голосовало: 0




Комментарии (0)
Добавить
[image-upload] [/image-upload] [allow-comments-subscribe]
{comments-subscribe}

[/allow-comments-subscribe]