Есть распространённое убеждение, что от сумасшествия до гениальности рукой подать. И что значимые, а тем более великие открытия нередко делаются на грани безумия. Психиатр Юрий Сиволап рассказал на форуме «Учёные против мифов», правда ли, что психическая болезнь чуть ли не обязательная черта гения.
Что общего у Нобелевки и шизофрении
В 2001 году появился фильм, который в русской версии называется «Игры разума». Он основан на реальных событиях и рассказывает о Джоне Нэше — гениальном американском математике.
Нэш — не выдуманный персонаж, а выдающийся учёный. В его биографии много фактов, которые вызывают восхищение. Это один из самых известных американских математиков. Однажды его учитель, поддержав Нэша в желании учиться в университете, написал самое короткое рекомендательное письмо. Там было лишь два слова: «Он гений». И эта характеристика подтвердилась.
В 21 год парень написал блестящую диссертацию о теории игр. За эту работу он получил Нобелевскую премию. Правда, с большим опозданием — через 40 с лишним лет после публикации исследования. Нэшу присудили премию по экономике, ведь математикам Нобелевку никогда не вручали. Зато ещё через 20 лет, уже незадолго до своей смерти, учёный получил Абелевскую премию. Она считается высшей наградой для математиков.
Джон Нэш — единственный человек в мире, который получил оба престижнейших приза. А ещё у него была параноидная шизофрения. Болезнь сопровождала его практически всю активную жизнь.
Порой он становился совершенно безумен и опасен для жены и детей. Тогда его жена Алисия ушла от него, в первую очередь думая о детях. Но позже она сочла, что это предательство по отношению к мужу. Она к нему вернулась, и именно она, я на этом настаиваю, довела его до Нобелевского комитета.
Юрий Сиволап
Как шизофрения меняет сознание человека
Фильм «Игры разума» ставит интересный вопрос: помогала шизофрения Нэшу в исследованиях или, наоборот, мешала и тормозила работу. Давайте разбираться.
Сначала поговорим о том, что такое шизофрения. Эта болезнь проявляется по‑разному. Её симптомы принято делить на позитивные и негативные. Первые что‑то добавляют к обычному психическому состоянию, вторые — отнимают.
Остановимся на негативных проявлениях. Тех, что забирают у психики часть её реакций и возможностей. При шизофрении у многих пациентов угасает мотивация и честолюбие, снижается социальная активность. Зато появляется усталость, апатия, подавленное состояние. И человек с очень большими, даже выдающимися способностями не может ни нормально учиться, ни работать.
Нередко бывает так, что гениальный мальчик, который в 8‑м классе легко решал математические задачи для самого сложного вуза, поступив в этот самый вуз, на втором курсе заболевает. И дальше, к сожалению, уже ни на что не способен.
Юрий Сиволап
Психиатры отмечают ещё один важный момент. У человека с шизофренией или имеющего шизоактивный склад психики, а также у его здоровых родственников может быть так называемое формальное нарушение мышления. У них полностью сохраняется интеллект, не страдают способности. Но думают эти люди иначе, чем остальные.
Их мышление похоже на симфонический оркестр с неумелым дирижёром. Каждый инструмент может быть настроен прекрасно. Но если дирижёр не способен управлять музыкантами, оркестр звучит фальшиво, потому что действия исполнителей не согласованы.
Однако порой для мышления это не недостаток, а преимущество. Мозг у пациентов с шизофренией работает по особому принципу, который называется «уравнивание вероятности альтернативных гипотез». Это значит, что люди, имеющие такой тип психики, считают одинаково реальными и очевидные гипотезы, и те, на которые остальные вообще не обратили бы внимания.
Вспомните тесты из серии «назовите лишнее». Человеку предлагают из четырёх слов убрать вариант, который не вписывается в общий ряд.
Типичный пример: пыль, дождь, иней, роса. Мы с вами, скорее всего, исключим пыль, потому что остальные три явления — это агрегатные состояния воды. Один мой пациент сказал мне, что он исключает дождь. Говорит, что дождь — это единственный из этих четырёх предметов, который не имеет признака статичности. И кроме того, дождь обладает явной вертикальностью.
Юрий Сиволап
То есть этот пациент смотрит на вещи нестандартно, видит их с непривычного ракурса. Этот феномен называют «эвристическим мышлением». Оно часто свойственно людям с шизофренией и помогает им принимать нестандартные решения.
Учёным без этого качества обойтись очень сложно. Фокус на признаках и фактах, которые ничего не значат для большинства людей, может привести исследователя к рождению неожиданной научной концепции.
Помогают ли психические заболевания стать более креативным
Этот вопрос волнует учёных уже не первый век. Вот что они сумели обнаружить.
Шизофрения
Параноидная шизофрения, с которой боролся Джон Нэш, может проявляться так. Когда пациент находится в остром состоянии, он испытывает сильную тревогу. Ему кажется: мир вдруг изменился. Однако что именно произошло, что сейчас творится с ним и вокруг него, человек не понимает. Но затем его словно озаряет. Пациент внезапно видит связь между разными событиями, и в его голове выстраивается чёткая картина мира.
В русской психиатрии этот эффект называется «кристаллизацией бреда». Человеку кажется, что все события будто бы занимают места в узлах строгой кристаллической решётки. В основе этого процесса лежит та самая когнитивная особенность — способность считать реальными самые экзотические гипотезы.
Насколько возникшая в голове у пациента картина отражает реальность — большой вопрос. Но такой тип мышления часто помогает найти действительно нестандартные решения научных проблем.
Биполярное расстройство
В конце XIX века итальянский психиатр Чезаре Ломброзо написал книгу «Гениальность и помешательство». Он размышлял, можно ли сопоставить научную одарённость с психическим расстройством. Пытался определить, всегда ли первой сопутствует второе. Нынешние учёные тоже проводят исследования, выясняя, связаны ли душевные болезни с особыми способностями. Результаты научных изысканий похожи: к сожалению или к счастью, талант не является следствием психического заболевания.
В недавнем исследовании учёные пытались определить, помогает ли биполярное расстройство людям стать более креативными. Ведь в этом состоянии у человека чередуются гипоманиакальная стадия, то есть подъём и прилив сил, и депрессивный период.
Оказалось, при слабо выраженном биполярном расстройстве творческие способности и правда могут увеличиваться. В гипоманиакальной стадии небольшой подъём настроения действительно вызывает рост продуктивности. В это время люди оказываются более креативными. Они почти не устают, с удовольствием творят и с лёгкостью справляются с самыми разными задачами. При этом они действительно могут находить неожиданные и очень удачные решения. Но затем следует спад.
Чем выше был пик, тем глубже падение. При тяжёлом биполярном расстройстве людям очень сложно восстанавливаться в депрессивный период. Потеря продуктивности бывает слишком серьёзной — даже предыдущий подъём её не компенсирует.
Беда в том, что, к сожалению, за любой гипоманией всегда стоит угроза снижения настроения, а это, конечно, нехорошо. Поэтому биполярное расстройство необходимо лечить. Тяжёлые психические заболевания, к сожалению, не позволяют людям достигать хороших профессиональных, творческих — каких угодно успехов.
Юрий Сиволап
Стоит ли расстраиваться, если у вас нет психических отклонений
Авторы исследования о биполярном расстройстве сделали вывод: уровень интеллекта, креативность и талант напрямую не связаны с психическими проблемами. У человека с той же биполяркой или шизофренией действительно могут быть редкие способности. Но множество людей с таким же диагнозом живут без особых талантов и со средними показателями интеллекта.
Учёные считают, что есть более значимые факторы для успехов в науке и творчестве. Это открытость человека, способность видеть логические взаимосвязи. И дивергентное мышление — то есть развитый навык генерировать неожиданные идеи и предлагать множество решений одной задачи.
Нужно ли болеть шизофренией для того, чтобы стать нобелевским лауреатом? Нежелательно. И уж точно не полезно. Вообще, если хочется получить любую премию, лучше ничем не болеть. Не бывает хороших заболеваний.
Из любого психического расстройства гениальность не выводится. Чтобы человеку стать гением, как Джон Нэш, необходимо иметь высокий интеллект, особые научные способности. А люди с шизофренией, как и любые другие, могут быть очень умными, одарёнными. А могут быть очень средними, банальными, глупыми, как и обычные люди.
Юрий Сиволап
Так что стоит развивать креативность и тренировать мышление. Это может делать любой. Но человеку без психических отклонений проще — ему не придётся бороться с негативными проявлениями болезни.