Всё самое интересное
на одном сайте
В Контакте  Одноклассники  Telegram  Лента RSS

Подробнее о розе


Подробнее о розе
23 январь 2025
56
0
  Голосовало:  0

 

Роза — кустарник семейства розоцветных с прямыми или плетистыми ветвями, зелеными или красноватыми стеблями, часто покрытыми шипами. Листья непарноперистые с при­листниками, состоящие из 3— 19 листьев. Цветки душистые, самой разнообразной формы и окраски, махровые и по­лумахровые, единичные или собранные в соцветия. Суще­ствует более 300 видов, разновидностей, форм и более 20 000 сортов роз.

Розу называют царицей цветов. Ее любили и воспевали с древних времен. Этот цветок — эмблема поклонения и страстной любви. Самые первые сведения о розе встре­чаются в древнеиндийских сказаниях. В них повествуется, что каждый, принесший царю розу, мог просить у него все, чего пожелает. Согласно индийским мифам, богиня кра­соты Лакшми родилась из бутона розы. Брахма, затеявший спор с Вишну о цветах, признал первенство за розой. Розами украшали индийские храмы и царские покои, усыпали путь торжественных процессий, ею уплачивали дань и царские подати. Древние индусы считали розу символом радости, любви, тайны и тишины.

Родиной этого прекрасного цветка считается Персия. «Гюль» по-персидски означает «роза», и поэты дали Персии название «Гюлистан», т. е. «сад роз». Многие персидские поэты воспевали розу — Омар Хайям, Саади, Низами, Ха- физ. Персия без роз была немыслима: розы здесь перепол­няли сады, жилища и внутренние дворики, без них не об­ходился ни один праздник.

 

От персов любовь к розе и благоговение перед ней пере­шло ко всем мусульманам. На магометанском Востоке роза издавна считалась священным цветком. В Коране говорится, что белая роза выросла из капель пота пророка Магомета. Мусульмане приписывали розе очистительную силу. Поэ­тому султан Саладин, отвоевавший у христиан Иерусалим в 1189 году, приказал омыть розовой водой мусульманскую святыню — мечеть Омара, а также скалы, на которых она была построена, после того, как крестоносцы превратили ее в христианскую церковь.

В мусульманских странах розы благоухали повсюду: в прекрасных садах турецких султанов, персидских и араб­ских владык, татарских ханов в Бахчисарае.

Древним евреям и египтянам роза, по-видимому, была неизвестна. До VII века до н. э. изображение розы не встреча­ется ни в египетских папирусах, ни на одном из египетских памятников. Но позднее, во времена Птолемеев, розы стали разводиться в Египте, и из них готовили розовую воду. Известно, что знаменитая Клеопатра, принимая у себя Мар­ка Антония, приказала покрыть весь пол пиршественного зала лепестками роз слоем в пол-аршина.

В Древней Греции розу считали даром богов. Согласно Анакреонту, она родилась из белоснежной пены, покрывав­шей тело богини любви Афродиты, когда она родилась из моря. Чудесный нектар, которым обрызгали боги этот див­ный цветок, придал ему божественный аромат.

Жрицы Афродиты отнесли белую розу в храм этой боги­ни. Она стала украшать алтарь и сад, окружающий храм. Роза оставалась белой до тех пор, пока до Афродиты не дошла весть, что ее возлюбленного Адониса в роще Пифона смертельно ранил вепрь. Охваченная горем Афродита устремляется в рощу, и шипы розы ранят ей ноги. Капли крови попадают на розы, и они из белых превращаются в ало-красные. Благодаря этим мифам в Древней Греции роза являлась непременным атрибутом религиозных обря­дов, посвященных богине Афродите. Храмы Афродиты были окружены роскошными садами роз.

В жизни древних греков роза играла большую роль как в радостных, так и в печальных событиях. Венками из роз украшали невесту, розовыми лепестками осыпали брачное ложе, венки из роз посылали друг другу влюбленные. Розами убирали колесницу и осыпали путь вернувшегося с войны победителя. Но розы также носили на голове и груди в знак траура, убирали ими тела и гробницы умерших. Здесь роза служила символом быстротечности человеческой жизни.

Культ розы из Греции перешел в Рим и превзошел здесь границы возможного. Поначалу этот цветок был здесь сим­волом строгой нравственности, служил эмблемой геройства и мужества; венками из роз украшали выдающихся людей. Но затем роза превратилась в символ порока и роскоши, без которого не обходились оргии. Розы истреблялись в неимо­верном количестве: богатые патриции обвивали себя вен­ками из роз, набивали их лепестками подушки и матрацы, во время пиров возлежали на ложах из розовых лепестков, осыпали ими гостей в пиршественных залах, украшали ими все кушания и чаши с вином, усыпали столы и пол. Особенно злоупотреблял этим Нерон, во время правления которого из Африки лепестки роз доставляли корабли. Но всех превзо­шел в истреблении этого цветка император Гелиогобал, ко­торый купался только в вине из роз и по приказанию которо­го этим вином наполнялись общественные купальни.

Римляне готовили из роз всевозможные напитки и яства. Из них делали вино, пудинги, желе, розовый сахар и раз­личные сласти.

Хлебные поля превращали в сады роз. Марциал писал: «Египтяне, пришлите нам хлеба взамен наших роз». В Риме даже существовала особая биржа роз. Самой драгоценной считалась роза из Пестума, воспетая Вергилием и Овидием.

Естественно, что христиане вначале отнеслись к розе враждебно, считая ее цветком порока и гибели. Климент Александрийский под угрозой отлучения от церкви запретил ношение венков из роз. На несколько столетий этот прекрас­ный цветок был предан забвению. Но дивная красота розы не дала исчезнуть любви к ней. Розу стали называть «рай­ским цветком», ее посвятили Богородице, возникло множест­во связанных с ней религиозных легенд и сказаний. У христи­ан роза стала воплощением милосердия, божественной люб­ви, всепрощения, мученичества. Согласно одной легенде, архангел Гавриил сделал для Богородицы три венка из роз: венок из белых роз символизировал ее радость, из крас­ных — ее страдания, из желтых — ее славу. Богоматерь с Младенцем, окруженных этими тремя венками из роз, изображали средневековые немецкие живописцы. Считалось также, что ярко-красные розы должны служить нам вечным напоминанием о пролитой Спасителем крови за наши грехи.

С XI века у католиков был установлен обычай, по которо­му римский папа ежегодно посылал самому достойному царственному лицу золотую розу, усыпанную драгоценными камнями. Перед тем как отослать розу, папа благословлял ее в присутствии кардиналов в соборе святого Петра, окуривал фимиамом и окроплял святой водой. Стебель и цветок розы были сделаны из чистого золота, листья усеяны бриллианта­ми, изображавшими небесную росу, а на лепестках цветка выгравировано имя папы и перечислены добродетели того лица, которому она предназначалась.

Наибольшей любовью пользовалась роза в средневеко­вой Франции. Здесь ее даже не каждому разрешали раз­водить. Но получавший эту привилегию должен был еже­годно доставлять городскому совету в день Благовещения три венка из роз, а в день Вознесения — корзину роз, из которых потом готовили розовую воду. По обычаю того времени розовую воду подмешивали в праздничные куша­ния. Розовая вода почти постоянно приносилась в церковь и подмешивалась в воду при крещении. Во Франции су­ществовал праздник, по преданию, установленный еще в VII веке, на котором из трех наиболее целомудренных и добродетельных девушек провинции выбирали королеву роз — «розьеру».

В Англии роза появилась незадолго до войны Алой и Бе­лой розы. Этот цветок настолько пленил Йорков и ^ Лан­кастеров, что они поместили его на своих гербах: Йорки белую розу, а Ланкастеры алую. Впоследствии английские садоводы вывели особый сорт розы «Ланкастер-Йорк», ко­торая на одном кусте давала алые и белые розы.

Во времена королевы Елизаветы (1533— 1603) роза ста­новится обязательной принадлежностью костюма всех мод­ниц и щеголей Англии. Розу носили и летом, и зимой. Вскоре сама королева Елизавета стала появляться с розой за ухом. Одно время ее изображение в таком виде даже чеканили на монетах.

В Германии роза появляется еще во времена язычества. В древнегерманских сагах она посвящается богине любви Фрейе. И рвать ее разрешалось только в пятницу — день, посвященный Фрейе.

Красная роза у древних германцев символизировала меч и смертельную рану. Отсюда шел обычай называть розой крышу, образованную из мечей над царицей праздника в тан­цах меча, происходивших позднее на севере Германии. По этой же причине в германских сказаниях розовыми садами часто назывались поля смертельной битвы, а позднее и клад­бища.

Древнегерманские колдуньи использовали розу как при­воротный талисман. Чтобы приворожить любимого, девуш­ка должна была взять три розы — темно-красную, розовую и белую — и носить их три дня, три ночи и три часа на сердце так, чтобы этого никто не видел. Затем она трижды читала над этими розами молитвы «Отче наш» и «Богородица», всякий раз осеняя себя крестным знамением. После этого розы следовало на три дня, три ночи и три часа положить в бутылку вина. Угостив своего возлюбленного этим вином (но, разумеется, строго храня тайну колдовства), девушка могла рассчитывать на его преданную и верную любовь до конца дней.

В древнегерманских сагах розовый венок служил предме­том вызова на единоборство. Розовым венком награждала рыцаря дама сердца в честь победы.

Языческое поклонение розе перенеслось в пришедшее в древнюю Германию христианство. Согласно одной христи­анской легенде, белые розы выросли на кусте, на котором Дева Мария сушила пеленки младенца Христа.

В средние века верили, что с помощью розы можно распознать ведьм и оборотней: при прикосновении к этому цветку они обнаруживали свою зловещую сущность.

Еще с античных времен роза была символом молчания и тайны, а впоследствии эта традиция сделала ее знаком тайных обществ — масонов и розенкрейцеров. Последние в особенности ценили этот цветок, избрав своим знаком венок из роз с шипами, внутри которого находился анд­реевский крест. Да и само название этой мистической ор­ганизации переводится как «розовый крест». Изображение розы присутствует на многих гербах аристократических се­мейств и городов. Печатью с розой пользовался, в част­ности, Мартин Лютер.

На Руси долгое время были знакомы лишь с дикими розами — шиповником. Культурная роза попала в Россию лишь в XVI веке и первоначально с ней были знакомы лишь цари и самые знатные и богатые сановники. Распространять­ся в качестве садового цветка она стала только при Петре I, а популярной стала при Екатерине II.

Большинство современных сортов роз было выведено не ранее XIX столетия. Правда, махровую розу еще в XIII веке привез в свой замок граф Шампани Тибо IV. А центифоль- ные (столистные) розы появились во Франции в XVI веке и были очень популярны в европейских странах. Но затем махровая и центифольная роза уступили место новым видам и сортам. В 1789 году из Кантона в Европу привезли бен­гальскую розу, а в 1819 году — бурбонскую розу (гибрид китайской и дамасской) с острова Реюньон (ранее о. Бурбон). В XIX веке европейцы впервые познакомились со знамени­той чайной розой (получившей свое название за удивитель­ный чайный запах), желтая разновидность которой была привезена в 1824 году из Китая, а розовая — в 1860 году из Ост-Индии. Ремонтанные розы (дающие повторное цвете­ние) возникли благодаря гибридизации бурбонских, дамас­ских и французских центифольных роз с чайной и бенгаль­ской. В настоящее время существуют тысячи гибридов и сор­тов роз, выведенных на основе этих и других разновидностей; многие сорта способны украсить не только сад, но и жилую комнату. Декоративная ценность роз — в их изящных бутонах и великолепных цветах с исключительным богатством форм, оттенков окраски и аромата.

Выращивание роз в комнате требует значительных уси­лий. Комнатные розы должны отвечать следующим тре­бованиям: обильно и длительно цвести, иметь приятный аромат и хорошую окраску, быть устойчивыми к грибковым заболеваниям. Для этого рекомендуются сорта чайных и чайно-гибридных роз, полиантовых, бенгальских, бурбон- ских, парнецианских. Чтобы в доме были все время цветущие розы, нужно подобрать несколько сортов из разных групп.

Роза — светолюбивое растение. Лучше всего она растет на окнах, выходящих на юго-восток или юго-запад. Сильную жару и сухой воздух она не любит. На солнечном подо­коннике ее цветки быстро раскрываются и быстро осыпа­ются. Горшки с цветами нужно летом притенять от солнца. В летний период розам нужно много влаги, поливать их следует утром и вечером водой комнатной температуры. Нельзя допускать пересушки земляного кома. Осенью, по окончании цветения, полив уменьшают, а зимой розы, на­ходящиеся в помещении с низкой температурой, поливают крайне осторожно и холодной водой. В комнатах с паровым отоплением розы нужно часто опрыскивать, желательно 2— 3 раза в день (но не в период покоя). От этого ее листья станут сочными и свежими и, кроме того, не возникнет опасности появления красного паучка.

Начиная с поздней осени и до ранней весны комнатный температурный режим для роз, которые переходят в состоя­ние покоя, не подходит. Их нужно держать в этот период в холодном (с температурой около +5° С), чистом и сухом помещении, не опрыскивать и очень мало поливать. Если нет подходящего помещения, розы можно держать между рама­ми окон. Температура там постепенно будет снижаться, и стебли и почки хорошо вызреют. Нужно только следить, чтобы ветки или горшки не прикасались к внешнему стеклу. С конца февраля — начала марта розы можно переставить в комнату. Весь куст и горшок нужно обмыть с мылом, обрезать почерневшие побеги, сменить верхний слой земли в горшке. Перевалку, пересадку и обрезку лучше сделать позже, через пару недель.

Вечнозеленые розы требуют другого режима. Их держат зимой в комнате, опрыскивают и поливают теплой водой.

При перевалке растения нужно стараться не повредить корни. Розам не требуются большие горшки, но почва для них должна быть питательной. Лучше всего подходит смесь из дерновой, парниковой и перегнойной земли с небольшим количеством песка.

После весенней пересадки или перевалки розы нужно обрезать. Обрезки бояться не следует, так как от нее зависит летнее цветение роз. Нужно выстричь все старые толстые ветви и оставить укороченными молодые однолетние побеги. Количество оставляемых глазков на побегах определяется сортом розы. Плетистые розы можно вообще не подрезать, а лишь укоротить слабые кончики побегов. Среднерослые чайно-гибридные и парнецианы обрезают на 3— 4 глазка, высокорослые — на 7 глазков. Полиантовые розы обрезают коротко, на 2— 3 глазка. У красной бенгальской розы выреза­ют только мелкие нецветущие побеги, а на остальных остав­ляют много почек, иначе она погибнет.

После пересадки или перевалки и обрезки, когда розы укореняются и появляются новые побеги и листья, их можно начинать подкармливать. Перед внесением удобрения розы нужно каждый раз хорошо полить. Удобряют их 1 раз в неделю в течение всего лета, до сентября, раствором пти­чьего помета или коровьего навоза.

Размножаются розы черенками, лучшее время для их укоренения в комнате — июнь или июль. Они даже успевают зацвести. Но не все из них выдерживают первую зимовку, так как их корневая система еще слабая. Весной же (март — апрель) черенки укореняются труднее, но растения получают­ся крепче и успешнее зимуют. Укореняют черенки в крупно­зернистом песке под стеклянной банкой. Поливать их нужно теплой водой. Когда черенки укореняются, их рассаживают в горшочки с питательной глинисто-дерновой почвой и при­месью песка. Молодые растения нужно притенять от солнца, умеренно поливать и несколько раз за лето переваливать, как только из отверстия в дне горшка начинают вылезать корни.








Источник новости: https://fito-center.ru

Голосовало: 0




Комментарии (0)
Добавить
[image-upload] [/image-upload] [allow-comments-subscribe]
{comments-subscribe}

[/allow-comments-subscribe]