1. В Финляндии закапывали в землю маленькие гробики с лягушками

В конце XIX — начале XX века в восточной Финляндии происходило нечто удивительное. Во время ремонта старых лютеранских церквей рабочие то и дело на крошечные деревянные гробики, спрятанные под полами. Каждый из них был около 15 см в длину, а внутри покоилась мумифицированная лягушка. Иногда рядом с ней лежали кусочки рыболовной сетки или других снастей. Некоторые находки оказались настолько свежими, что лягушки выглядели как живые.
Эти миниатюрные саркофаги были частью древней рыболовецкой магии.
Финские рыбаки верили, что таким образом можно украсть удачу у более успешных конкурентов или защититься от их колдовства. Лягушка символизировала жизненную силу и плодородие водной стихии. Убивая земноводное особым ритуальным способом и хороня в освящённом месте, люди пытались перенаправить рыбацкое везение в свою пользу.
Самый роскошный экземпляр обнаружили в кафедральном соборе Турку — лакированный сосновый гробик с тканевой обивкой и загадочными инициалами HM на дне. Радиоуглеродный анализ показал, что артефакт датируется концом XVII — началом XVIII века.
Подобные ритуалы практиковали на обширной территории от Карелии до южной Лапландии. Местные жители прекрасно знали, кто и зачем прячет лягушачьи гробики, но предпочитали молчать об этом: магия требовала секретности, а церковные власти вряд ли одобрили бы такое соседство языческих обрядов с христианскими святынями.
2. В Индии младенцев сбрасывают с большой высоты и ловят
В небольшом индийском городе Солапур находится исламская святыня Баба Умер Дарга, где вот уже семь столетий один из самых шокирующих ритуалов в мире. Младенцев в возрасте от нескольких месяцев до двух лет сбрасывают с 15-метровой высоты на большой кусок ткани, который держат внизу мужчины.
Легенда , что традиция зародилась, когда местный святой посоветовал родителям умирающих детей построить святыню и сбросить больных младенцев с крыши, чтобы показать свою веру во всевышнего. После этого дети якобы чудесным образом выздоравливали.
Сегодня родители верят, что ритуал принесёт их детям крепкое здоровье, удачу и долгую жизнь.
Удивительно, но в церемонии участвуют как мусульманские, так и индуистские семьи, несмотря на то что святыня исламская. Ритуал проводится раз в год в первую неделю декабря. Процедура всегда одинакова: священник берёт ребёнка, читает молитвы, встряхивает младенца несколько раз и затем отпускает его в свободное падение.
Даже высокообразованные семьи продолжают практиковать этот ритуал, считая его религиозным долгом. Хотя активисты по защите прав детей резко критикуют традицию, организаторы , что случаев травм зафиксировано не было.
3. В Испании мужчины в костюмах дьявола прыгают через младенцев

Каждый год в испанской деревне Кастрильо-де-Мурсия мужчины в костюмах дьявола прыгают через новорождённых, разложенных на матрасах посреди улицы. Этот ритуал, известный как Эль Колачо, с 1620 года во время католического праздника Тела и Крови Христовых.
Участниками церемонии становятся все дети, которые родились в деревне за последний год. Некоторые из них совсем крошечные — всего несколько недель или даже дней от роду. Согласно поверьям, дьявол во время прыжка забирает грехи младенцев и защищает их от болезней и несчастий на всю жизнь.
Родители добровольно приносят своих детей на главную улицу деревни, укладывают их на мягкие матрасы и с замиранием сердца наблюдают за происходящим.
Перед кульминационным моментом ряженые дьяволы носятся по улицам, раздавая жителям насмешки. После завершения прыжков младенцев осыпают лепестками роз. Эта странная смесь языческих и христианских традиций превращает обычный религиозный праздник в уникальное театральное действо.
Католическая церковь к ритуалу неоднозначно — папа Бенедикт XVI даже просил испанских священников дистанцироваться от Эль Колачо. Несмотря на критику, жители Кастрильо-де-Мурсии продолжают соблюдать многовековую традицию, считая её неотъемлемой частью своей культурной идентичности.
4. В Шотландии ради гадания заворачивали людей в шкуры быков и сжигали кошек
В горах Шотландии некоторые кланы зловещий метод предсказания будущего — тагейрм. Этот древний кельтский ритуал гадания существовал в двух формах, и обе выглядели крайне жутко.
Когда перед кланом стоял важный вопрос о будущем, особенно накануне битвы, выбирали самого опытного прорицателя из числа соплеменников. Избранного заворачивали в шкуру только что убитого быка и оставляли в полном одиночестве у подножия водопада в самом диком и безлюдном месте.
Считалось, что духи воды внушат видения завёрнутому в кожу человеку, который должен был пролежать так всю ночь, размышляя над заданным вопросом. Иногда прорицателя дополнительно били палками, чтобы усилить транс.
Вторая разновидность тагейрма была ещё более жестокой.
Согласно некоторым , группа людей несколько дней подряд жарила живых кошек одну за другой, не принимая пищи. Это нужно было, чтобы вызвать огромного чёрного кота-демона, который должен был ответить на все вопросы.
Шотландцы искренне верили, что, только пройдя через подобные испытания, можно получить истинное знание о будущем. Практика была настолько укоренена в культуре, что упоминания о ней в исторических документах вплоть до XVIII века.
5. В Западной Сибири медведя чтят как предка — и устраивают обряд с песнями и танцами

У коренных народов Западной Сибири — хантов и манси — медведь считается не просто диким зверем, а священным существом и родственником людей, поэтому охота на него превращается в особый ритуал с многовековой историей.
«Медвежьи игрища» сразу после добычи медведя и длятся пять дней, если был убит самец, и четыре дня — если самка. Голову и лапы животного украшают кольцами, лентами и платками, после чего в переднем углу дома в жертвенной позе — с головой между вытянутыми передними лапами.
По верованиям хантов и манси, душа убитого медведя не покидает тело и становится почётным гостем в доме охотника.
Во время обряда участники специальные медвежьи песни — от торжественных молитвенных до весёлых шуточных, танцуют ритуальные пляски и разыгрывают сценки из жизни медведя. Все эти действия направлены на то, чтобы почтить зверя и развлечь его душу, которая считается главным гостем праздника. Обряд завершается символическим согласием зверя стать защитником и покровителем семьи охотника.
Различные формы почитания медведя у многих народов мира, например народов Нижнего Амура, эвенков и даже японских айнов. Но именно у хантов и манси этот культ достиг наибольшего развития и сохранился до наших дней как живая традиция.