Сергей Пасечник – один из тех немногих, кто участвовал в таком редком «гидросамолетном бою». С мая 1944 года он служил в 18-ой отдельной морской разведывательной авиационной эскадрилье ВВС Черноморского флота, которая летала на ленд-лизовских летающих лодках «Каталина» (сайт «Я помню»): «В нашу часть входило 10 «Каталин», базировалась авиаэскадрилья в городе Поти. Меня включили в экипаж капитана Константина Ивановича Князева, в который входили два летчика, техник, штурман, два воздушных стрелка на боковых пулеметах «Браунинг» и стрелок-радист в носовой башне – всего семь человек. Самыми удобными для стрельбы были боковые огневые точки – обзор лучше, пулеметы имели большие пулеметные ленты по 1200 патронов и калибр 12,7мм (калибр носовых пулеметов – 7,62 мм), поэтому на боковых пулеметах всегда летало два стрелка».


Справка


ПБЮ-5А «Каталина» (англ. PBY-5A «Catalina» (1936)) — морской патрульный бомбардировщик (летающая лодка) фирмы Консолидейтед (PB — патрульный бомбардировщик, Y — индекс фирмы Консолидейтед, 5 — порядковый номер конструкции, A — Амфибия).


Максимальная скорость: 314 км/ч
Крейсерская скорость: 201 км/ч


Задачи эскадрилья выполняла самые разнообразные.  «Каталины» занимались сопровождением транспортных караванов и воздушной разведкой, искали наших летчиков со сбитых самолетов, «бродячие» морские мины, перевозили грузы и пассажиров. Несколько раз высаживали морских пехотинцев в Румынии и Болгарии.


«Гамбург-138» подобрался к нам снизу


А 21 августа 1944 года «Каталине», на которой служил стрелком старший краснофлотец Сергей Пасечник, довелось принять участие в необычном воздушном бою:


«Мы как раз вылетели на спасательную операцию по поиску летчика. «Гамбург-138» подобрался к нам снизу, уравнялся в скорости и собирался из носовой 20-мм пушки нас сбить, но так как наш экипаж сопровождали четыре «Киттихаука», мы его все вместе расстреляли. «Гамбург-138» затонул, экипаж выбрался из тонущего самолета на лодку, мы решили его подобрать, но командир звена истребителей по радио заявил: «Не разрешаю, вас собьют, а нас посадят! Я сейчас посмотрю, что там с вражескими летчиками». Прошел один раз над лодкой, обстрелял, и больше мы ее не видели. Вообще-то, сопровождавший летчик был прав – в нашем баке было несколько тонн горючего, при этом брони никакой, если бы кто-то из немцев вздумал выстрелить, мог бы легко подбить «Каталину».


Немецкий гидросамолет тоже разыскивал сбитого советского летчика, чтобы в плен захватить:


«Противник на своих самолетах «Гамбург-138» любил охотиться за нашими сбитыми летчиками. Они сидели на аэродроме вблизи острова Змеиный и смотрели за подбитием наших самолетов. Когда мы освободили Констанцу, то в тюрьме обнаружили свыше 200 пленных летчиков, штурманов и стрелков».


Пасечнику  довелось вскоре получше рассмотреть «Гамбург -138», когда эскадрилья перебазировалась из Поти в  Констанцу.  Вот какое у него сложилось мнение об этих «летающих лодках»: «Неплохие машины. Но мы с ними крайне редко встречались, так как всегда старались избегать боевых столкновений. Мне единственный раз довелось увидеть в небе «Гамбург» в том самом бою, и больше мы с ними не сталкивались. У немцев были свои заботы, у нас – свои. В Констанце на второй день я побывал на «Гамбурге-138», захваченном на аэродроме. Он показался мне не таким хорошим самолетом, как «Каталина» – более грубым, топорным, что ли».


Истребители нас как цыплята курицу охраняли со всех боков


В том, что «Каталину» прикрывали четыре истребителя, ничего необычного не было. Их высоко ценили и очень надежно охраняли: 


«Чаще всего нас сопровождали «Аэрокобры». Это были прекраснейшие истребители, я их считаю лучшими самолетами Великой Отечественной войны. Как говорили летчики, из отечественных истребителей с ней мог сравниться по тактико-техническим характеристикам разве что Як-3. В том полку, самолеты которого сопровождали наши «Каталины», были в основном ленд-лизовские самолеты: «Аэрокобры», «Тандерболты», «Спитфайры» и «Киттихауки». Из советских истребителей был только один Ла-7. Истребители нас как цыплята курицу охраняли со всех боков. «Каталина» – это очень дорогой самолет, за ее гибель летчики могли легко под трибунал угодить. Так что немецкие истребители далеко я видел, а близко – ни разу. «Аэрокобры» их к нам никогда не подпускали».


Зачем «Гамбург-138» пошел в безнадежную  атаку, один против пяти?


Возникает  вопрос – почему «Гамбург -138» атаковал советскую «Каталину», которую прикрывали четыре истребителя «Киттихаук»? Атака явно самоубийственная. Даже если бы атака немецкого гидросамолета на советский оказалось успешной,  шансов потом уйти от 4 истребителей у него практически не было. 


Справка


Одномоторный фронтовой истребитель/истребитель-бомбардировщик/истребитель-перехватчик ВВС РККА Curtiss P-40E («Киттихаук») Одноместный истребитель, одномоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с закрытой кабиной с убирающимся шасси и хвостовым колесом. Самолеты P-40E серийно строились как для USAAF, так и для RAF под обозначением Kittyhawk Mk.I, последние отличались в некоторых деталях оборудования и поставлялись в СССР по программе ленд-лиза.


Максимальная скорость, км/ч – 582.
Крейсерская скорость, км/ч – 431.


Blohm & Voss BV.138 «Seedrache» (рус. Морской Дракон) — немецкий дальний гидросамолет-разведчик времен Второй мировой войны. У союзников получил прозвища «селедка» и «башмак» за характерную внешность. В СССР был известен под названием «Гамбург-138».


Скорость, км/ч у различных модификаций
Максимальная при нормальном весе (у воды) – 264, 288, 283.
Крейсерская – 248, 238, 234.
Наивыгоднейшая  – 237, 200, 195.


Как  можно было спастись от «Киттихауков», которые быстро догнали бы немецкий гидросамолет даже на крейсерской скорости? 


Может быть, именно из-за безнадежности ситуации экипаж «Гамбурга-138» и решился на отчаянную атаку? Оказался внезапно тихоходный немецкий гидросамолет в непосредственной близости от четырех «Киттихауков», сопровождавших «Каталину». Собирались немцы спокойно поискать сбитого советского летчика – и вдруг ситуация для них радикально изменилась. Влипли, что называется, по полной программе.


А своих истребителей прикрытия, судя по описанию Пасечника, у «Гамбурга-138» вовсе  не было. Что немцам оставалось делать – дожидаться атаки «Киттихауков»? Два из них могли остаться прикрывать драгоценную «Каталину», а еще два – заняться тихоходным немецким гидросамолетом.


И, по принципу, «пропадать, так с музыкой», попытались немцы атаковать советский гидросамолет, единственную возможную для них цель.


Разумеется, это только предположение. Точно объяснить смысл своей атаки «один против пяти» могли бы только сами немецкие летчики…


Максим Кустов