Бой гидросамолетов: советская «Каталина» против немецкого «Гамбурга-138»
Бои гидросамолетов между собой во Второй мировой войне были чрезвычайно редким событием. Уж очень неприспособленны были «летающие лодки» для воздушных поединков. Тем не менее, иногда все же бои гидросамолетов происходили.
Сергей Пасечник – один из тех немногих, кто участвовал в таком редком «гидросамолетном бою». С мая 1944 года он служил в 18-ой отдельной морской разведывательной авиационной эскадрилье ВВС Черноморского флота, которая летала на ленд-лизовских летающих лодках «Каталина» (сайт «Я помню»): «В нашу часть входило 10 «Каталин», базировалась авиаэскадрилья в городе Поти. Меня включили в экипаж капитана Константина Ивановича Князева, в который входили два летчика, техник, штурман, два воздушных стрелка на боковых пулеметах «Браунинг» и стрелок-радист в носовой башне – всего семь человек. Самыми удобными для стрельбы были боковые огневые точки – обзор лучше, пулеметы имели большие пулеметные ленты по 1200 патронов и калибр 12,7мм (калибр носовых пулеметов – 7,62 мм), поэтому на боковых пулеметах всегда летало два стрелка».
Справка
ПБЮ-5А «Каталина» (англ. PBY-5A «Catalina» (1936)) — морской патрульный бомбардировщик (летающая лодка) фирмы Консолидейтед (PB — патрульный бомбардировщик, Y — индекс фирмы Консолидейтед, 5 — порядковый номер конструкции, A — Амфибия).
Максимальная скорость: 314 км/ч
Крейсерская скорость: 201 км/ч
Задачи эскадрилья выполняла самые разнообразные. «Каталины» занимались сопровождением транспортных караванов и воздушной разведкой, искали наших летчиков со сбитых самолетов, «бродячие» морские мины, перевозили грузы и пассажиров. Несколько раз высаживали морских пехотинцев в Румынии и Болгарии.
«Гамбург-138» подобрался к нам снизу
А 21 августа 1944 года «Каталине», на которой служил стрелком старший краснофлотец Сергей Пасечник, довелось принять участие в необычном воздушном бою:
«Мы как раз вылетели на спасательную операцию по поиску летчика. «Гамбург-138» подобрался к нам снизу, уравнялся в скорости и собирался из носовой 20-мм пушки нас сбить, но так как наш экипаж сопровождали четыре «Киттихаука», мы его все вместе расстреляли. «Гамбург-138» затонул, экипаж выбрался из тонущего самолета на лодку, мы решили его подобрать, но командир звена истребителей по радио заявил: «Не разрешаю, вас собьют, а нас посадят! Я сейчас посмотрю, что там с вражескими летчиками». Прошел один раз над лодкой, обстрелял, и больше мы ее не видели. Вообще-то, сопровождавший летчик был прав – в нашем баке было несколько тонн горючего, при этом брони никакой, если бы кто-то из немцев вздумал выстрелить, мог бы легко подбить «Каталину».
Немецкий гидросамолет тоже разыскивал сбитого советского летчика, чтобы в плен захватить:
«Противник на своих самолетах «Гамбург-138» любил охотиться за нашими сбитыми летчиками. Они сидели на аэродроме вблизи острова Змеиный и смотрели за подбитием наших самолетов. Когда мы освободили Констанцу, то в тюрьме обнаружили свыше 200 пленных летчиков, штурманов и стрелков».
Пасечнику довелось вскоре получше рассмотреть «Гамбург -138», когда эскадрилья перебазировалась из Поти в Констанцу. Вот какое у него сложилось мнение об этих «летающих лодках»: «Неплохие машины. Но мы с ними крайне редко встречались, так как всегда старались избегать боевых столкновений. Мне единственный раз довелось увидеть в небе «Гамбург» в том самом бою, и больше мы с ними не сталкивались. У немцев были свои заботы, у нас – свои. В Констанце на второй день я побывал на «Гамбурге-138», захваченном на аэродроме. Он показался мне не таким хорошим самолетом, как «Каталина» – более грубым, топорным, что ли».
Истребители нас как цыплята курицу охраняли со всех боков
В том, что «Каталину» прикрывали четыре истребителя, ничего необычного не было. Их высоко ценили и очень надежно охраняли:
«Чаще всего нас сопровождали «Аэрокобры». Это были прекраснейшие истребители, я их считаю лучшими самолетами Великой Отечественной войны. Как говорили летчики, из отечественных истребителей с ней мог сравниться по тактико-техническим характеристикам разве что Як-3. В том полку, самолеты которого сопровождали наши «Каталины», были в основном ленд-лизовские самолеты: «Аэрокобры», «Тандерболты», «Спитфайры» и «Киттихауки». Из советских истребителей был только один Ла-7. Истребители нас как цыплята курицу охраняли со всех боков. «Каталина» – это очень дорогой самолет, за ее гибель летчики могли легко под трибунал угодить. Так что немецкие истребители далеко я видел, а близко – ни разу. «Аэрокобры» их к нам никогда не подпускали».
Зачем «Гамбург-138» пошел в безнадежную атаку, один против пяти?
Возникает вопрос – почему «Гамбург -138» атаковал советскую «Каталину», которую прикрывали четыре истребителя «Киттихаук»? Атака явно самоубийственная. Даже если бы атака немецкого гидросамолета на советский оказалось успешной, шансов потом уйти от 4 истребителей у него практически не было.
Справка
Одномоторный фронтовой истребитель/истребитель-бомбардировщик/истребитель-перехватчик ВВС РККА Curtiss P-40E («Киттихаук») Одноместный истребитель, одномоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с закрытой кабиной с убирающимся шасси и хвостовым колесом. Самолеты P-40E серийно строились как для USAAF, так и для RAF под обозначением Kittyhawk Mk.I, последние отличались в некоторых деталях оборудования и поставлялись в СССР по программе ленд-лиза.
Максимальная скорость, км/ч – 582.
Крейсерская скорость, км/ч – 431.
Blohm & Voss BV.138 «Seedrache» (рус. Морской Дракон) — немецкий дальний гидросамолет-разведчик времен Второй мировой войны. У союзников получил прозвища «селедка» и «башмак» за характерную внешность. В СССР был известен под названием «Гамбург-138».
Скорость, км/ч у различных модификаций
Максимальная при нормальном весе (у воды) – 264, 288, 283.
Крейсерская – 248, 238, 234.
Наивыгоднейшая – 237, 200, 195.
Как можно было спастись от «Киттихауков», которые быстро догнали бы немецкий гидросамолет даже на крейсерской скорости?
Может быть, именно из-за безнадежности ситуации экипаж «Гамбурга-138» и решился на отчаянную атаку? Оказался внезапно тихоходный немецкий гидросамолет в непосредственной близости от четырех «Киттихауков», сопровождавших «Каталину». Собирались немцы спокойно поискать сбитого советского летчика – и вдруг ситуация для них радикально изменилась. Влипли, что называется, по полной программе.
А своих истребителей прикрытия, судя по описанию Пасечника, у «Гамбурга-138» вовсе не было. Что немцам оставалось делать – дожидаться атаки «Киттихауков»? Два из них могли остаться прикрывать драгоценную «Каталину», а еще два – заняться тихоходным немецким гидросамолетом.
И, по принципу, «пропадать, так с музыкой», попытались немцы атаковать советский гидросамолет, единственную возможную для них цель.
Разумеется, это только предположение. Точно объяснить смысл своей атаки «один против пяти» могли бы только сами немецкие летчики…
Максим Кустов
Оценить статью:
| Распечатать | Жалоба |
Источник: https://vpk-news.ru/articles/39973