О закаливании детей. Виды и правила.




Подписка

на новости




РЕЙТИНГОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ:     Действительно ли проросший картофель опасен для  |10 невероятных фактов об эффекте плацебо  |Масленок лиственничный, болотный. Перечный гриб.  |ПОДВОДНЫЙ ПЕТЕРБУРГ  |

Лента новостей  |   Лента комментариев  |   Интересное о разном  |   Опасно  |   Медицинские мифы  |   Необычное рядом  |   Животный мир  |   Изучаем историю  |  

Фито Центр » Здоровый образ жизни » О закаливании детей. Виды и правила.

О закаливании детей. Виды и правила.

дата : 26-09-2020   /   Здоровый образ жизни   /   просмотров: 548  / Оценить статью:

Здоровье детей всегда остается одной из наиболее актуальных проблем.

Закаливание детей, как и взрослых, основано на способности организма отвечать определенными реакциями на всевозможные раздражители внешнего мира: температурные, световые, механические. Эти раздражители через кожу воздействуют на нервную систему, «тренируют» ее, делают устойчивой к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Если раздражители многократно повторяются, одновременно постоянно изменяясь в силе, организм привыкает, т. е. приспосабливается к меняющимся условиям внешней среды.

Для того чтобы закаливающие процедуры в детском возрасте дали положительные результаты, необходимо соблюдать определенные правила.

Закаливание должно проводиться систематически, ежедневно. Переходить к более сильным раздражителям, например, снижать температуру воды при водных процедурах, нужно постепенно и очень осторожно.

Если ребенка с целью закаливания подвергнуть непривычному для него охлаждению, то он может заболеть. Необходимо соблюдать индивидуальный подход к ребенку, учитывать особенности его организма и помнить: что полезно одному ребенку, может принести вред другому. Перед тем как начать закаливание, желательно посоветоваться с врачом.

Систематическое закаливание укрепляет не только нервную систему, но и сердце, легкие, улучшает обмен веществ, работу всех органов и систем. Отсюда ясно, что закаливание в детском возрасте должно проводиться систематически, ежедневно, при осуществлении индивидуального подхода к каждому ребенку.

Закаливание воздухом

Прежде всего необходимо 3—4 раза в день тщательно проветривать помещение, в котором находится ребенок. В осенне-зимнее время постоянно приучать его спать с открытой форточкой и обязательно гулять. Каждый день он должен находиться на воздухе не менее 3—4 часов. Зимой только в сильные морозы (—25—28 °С) с ветром можно отменить прогулку. Летом же в любую погоду весь день ребенок проводит на воздухе.

Закаливание воздухом, как и любое другое, начинают с использования слабых, мягко действующих процедур. Для этого первые воздушные ванны проводят в хорошо проветриваемом помещении, и тем самым раздражающее действие воздуха обеспечивается, главным образом, влиянием его температуры. Начальная температура воздуха должна быть индифферентной, т. е. не вызывающей напряжения механизмов терморегуляции, когда ребенок не ощущает ни избыточного тепла, ни охлаждения (находится в состоянии теплового комфорта).

В теплое время года, когда температура воздуха в тени 22—25 °С, все бодрствования, как и дневной сон детей, желательно по возможности проводить на открытом воздухе. При этом можно дать игрушку, заинтересовывать игрой. Очень важно, чтобы во время прогулки ребенок не был пассивным. Положительная эмоциональная настроенность, двигательная активность, звуковые и речевые реакции — все это повышает общий тонус нервной системы ребенка, а вместе с тем и весь уровень жизненных процессов, обмена веществ. В то же время, создавая условия для активной прогулки, нельзя забывать и о том, что избыточное, чрезмерное возбуждение ребенка вызывает преждевременно наступающее утомление, потерю аппетита, расстройство сна. Все это отрицательно влияет на функцию центральной нервной системы и ведет к снижению способности сосредоточивать внимание, усваивать приобретаемые навыки, т. е. ухудшает именно те качества, которые необходимы для успешного воспитания и обучения ребенка.

Использование свежего воздуха в целях закаливания детей осуществляется постоянно.

Благодаря малой теплопроводности и теплоемкости воздуха воздушные процедуры (общие и местные ванны) действуют на организм наименее резко и потому должны предшествовать другим видам закаливания.

В целом закаливание воздухом осуществляется постоянно и систематически посредством данного ниже комплекса мер.

—Соблюдение правильного режима проветривания помещения. В холодное время года непродолжительное проветривание повторяется 5-6 раз в сутки: обязательно перед сном и за 20-30 минут до подъема после сна, до и после занятий в дневное и вечернее время бодрствования. В теплое время года окна открыты почти круглые сутки.

—Влажная протирка пола (вода — 50-60 °С) дважды в день — после дневного и вечернего бодрствования.

—Поддержание нормальной температуры воздуха в помещении: для грудных детей — в пределах 20-22 °С; для детей в возрасте от 1 года до 3 лет — в пределах 18-19 °С и для детей 4-7 лет — в пределах 17-18 °С.

—Правильный подбор одежды, обеспечивающий состояние теплового комфорта каждому ребенку. Своевременная смена одежды, предупреждающая избыточное охлаждение и перегрев.

—Воздушные ванны (полное или частичное обнажение кожных покровов): короткие, от 3-4 до 8-10 минут — при каждом пеленании или смене одежды и более продолжительные — при проведении гимнастики с детьми первых трех лет жизни, утренней гигиенической зарядки с более старшими детьми, а также при проведении занятий или игр.

—Правильная организация прогулок (чередование спокойной и подвижной деятельности, а также создание условий для разнообразных игр, поощрение выполнения всех видов движений, соответствующих возрасту и способствующих всестороннему физическому развитию).

Закаливание солнцем

Физиологическое действие солнечных лучей на детский организм наиболее сильно по сравнению с другими природными факторами закаливания. Как известно, солнечный свет состоит из различных лучей, имеющих неодинаковую длину волны и частоту колебаний. В силу своих физических свойств лучи инфракрасной части спектра проникают глубоко в кожу и подкожную клетчатку и, оказывая тепловое воздействие, вызывают нагревание тканей. Поэтому инфракрасные лучи принято называть тепловыми. Под влиянием тепловых лучей возбуждаются нервные окончания кожных покровов и рефлекторно расширяются кровеносные сосуды кожи. В то же время кровеносные сосуды внутренних органов сокращаются, в силу чего в организме происходит перераспределение крови — от внутренних органов она приливает к наружным покровам. Кожа становится красной и горячей в процессе облучения. После прекращения облучения кожа вновь, довольно быстро, приобретает нормальный цвет и температуру. Также рефлекторно восстанавливается исходное распределение крови. Инфракрасные лучи усиливают действие ультрафиолетовых лучей.

Ультрафиолетовые лучи, имеющие короткие волны, поглощаются поверхностными слоями кожи и не проникают в ткани, расположенные глубже. Относительно большая энергия ультрафиолетовых лучей вызывает химические превращения в клетках, в результате которых изменяется белковая структура клеток, образуются различные белковые субстанции, повышающие проницаемость оболочек клеток и вызывающие образование пигментных веществ. Облучение ультрафиолетовыми лучами не сопровождается немедленным покраснением кожи (появлением эритемы), поэтому их называют холодными лучами, но при определенном дозировании эритема появляется спустя 6—8 часов после облучения и сохраняется в течение нескольких дней. По исчезновении эритемы на облученных участках кожи остается пигментация — загар.

Под действием ультрафиолетового облучения происходят сложные физико-химические и биологические процессы в клетках. Известно антирахитическое действие ультрафиолетовых лучей: они способствуют образованию витамина непосредственно в организме. Под влиянием образующегося в коже витамина нормализуется соотношение фосфора и кальция в крови, регулируются процессы окостенения скелета и отложения солей кальция в костях.

Действие солнечных лучей стимулирует обменные процессы в органах и тканях и, раздражая многочисленные рецепторы — нервные окончания, находящиеся в наружных покровах и внутренних органах, вызывает возбуждение нервных центров спинного и головного мозга. В результате изменяется частота и глубина дыхания, увеличивается легочная вентиляция, изменяется просвет капилляров сосудистой сети и величина артериального давления крови.

Влияние ультрафиолетовых лучей на нервную систему выражается в изменениях реакций высшей нервной деятельности. В зависимости от дозы облучения, индивидуальной для каждого человека, можно наблюдать или стимуляцию, или угнетение безусловных рефлексов, направленных на сохранение постоянства температуры тела. Повышение возбудимости коры головного мозга проявляется в ускорении рефлекторных реакций, увеличении подвижности нервных процессов и улучшении восприятия органами чувств (в увеличении остроты зрения, слуха).

Действие солнечного света (ультрафиолетового, видимого и инфракрасного излучений) в больших дозах на неподготовленный незакаленный организм может вызвать расстройство его нормальной деятельности, снижение защитных сил, и, как следствие этого, может легко возникнуть какое-либо заболевание. Действие солнечного света, используемое вначале в малых дозах, сопровождается мобилизацией всего многообразия защитных сил организма. Многостороннее влияние ультрафиолетовых лучей на организм, при условии их правильного использования, выражается в улучшении общего состояния, физического и нервно-психического развития детей, в повышении защитных сил организма, его сопротивляемости инфекциям и другим вредным воздействиям окружающей среды. Повышается интенсивность обмена веществ, улучшается состав крови, нормализуются функции и взаимодействия всех органов и тканей. Поскольку солнечные лучи оказывают на организм очень сильное физиологическое влияние, использование их в целях закаливания детей ограничено. Это ограничение вызывается еще и тем, что отношение площади поверхности кожных покровов, через которую собственно и действуют солнечные лучи, к массе тела у детей гораздо больше, чем у взрослых. Закаливание солнечными лучами можно начинать только после подготовки организма ребенка воздушными ваннами, которые проводят сначала в помещении, а затем на открытом воздухе.

Солнечные ванны можно принимать не ранее, чем через 1,5 часа после еды, и заканчивать не позднее, чем за 30—40 минут до еды.

Это условие необходимо соблюдать потому, что в жаркую погоду под влиянием высокой температуры окружающего воздуха угнетается секреция пищеварительных соков, и условия для переваривания пищи ухудшаются. Закаливание здоровых детей солнечными лучами так же, как и воздухом, полезнее сочетать с различной деятельностью, составляющей содержание прогулки в весенне-летний период. Продолжительность облучения индивидуальна для каждого ребенка: учитываются возраст, общее развитие, состояние здоровья, упитанность, типологические особенности высшей нервной деятельность. Необходимо также принимать во внимание предварительную подготовку в виде закаливания воздухом, водой и частичного облучения солнцем, которое невольно получает каждый человек, бывающий на открытом воздухе. Постепенность увеличения действия солнечных лучей может быть достигнута несколькими путями:

—используется ослабляющее влияние атмосферы — солнечные ванны принимают ранним утром или после полудня (косые лучи менее эффективны);

—проводят солнечные ванны в облачные дни, так как облачность способствует рассеиванию лучей;

—используют отраженные лучи (в тени);

—изменяют площадь обнаженной поверхности кожи подбором одежды;

—изменяют продолжительность облучения. Солнечный свет необходим для нормального развития ребенка, но избыток солнечных лучей также неблагоприятно отражается на детском организме. Следовательно, рекомендации о разумном использовании облучений должны особенно тщательно выполняться по отношению к детям. Прежде всего нельзя допускать длительного пребывания детей под палящим солнцем. Далее: не только во время солнечных ванн, но и во время прогулок, голова ребенка должна быть всегда прикрыта легким головным убором. Детей, не достигших 1 года, нельзя подвергать облучению прямыми солнечными лучами, им полезнее закаливание рассеянным солнечным светом.

После солнечной ванны рекомендуется обливание или другая водная процедура. Всем детям, как правило, достаточно одной солнечной ванны в день. В осенне-зимний период для профилактики светового голодания у детей желательно использовать облучение от искусственных источников ультрафиолетовой радиации.

При появлении сердцебиения, головной боли, вялости любую процедуру следует прекратить немедленно и обратиться к врачу.

Закаливание водой

По сравнению с воздухом вода является более сильным средством закаливания, так как обладает гораздо большей теплопроводностью и теплоемкостью. Сущность физиологического действия на организм водных закаливающих процедур и конечный результат их влияния подобны действию воздушных процедур. Соприкосновение воды с кожным покровом сопровождается раздражением органов чувствительных нервов-рецепторов.

Под воздействием раздражителей в рецепторах возникает возбуждение, которое передается по нервным волокнам в центры спинного и головного мозга, где рождаются импульсы ответных реакций. Влияние прохладной воды сказывается в рефлекторном изменении тонуса и просвета кровеносных сосудов. Различаются три последовательные фазы этих изменений: непосредственно за воздействием следует первая фаза — резкий спазм кожных сосудов, кровь отливает к внутренним органам, кожа становится бледной и холодной, наступает первый озноб.

Эти явления продолжаются несколько секунд, затем наступает вторая фраза — расширение кожных сосудов, прилив крови из внутренних органов к периферии. Появляется ощущение тепла, кожа становится розовой. Вторая фаза продолжается несколько минут и при неблагоприятных условиях может перейти в третью фазу — паретическое состояние расширенных капилляров кожи (временная потеря способности к сокращению). В результате происходит застой крови в капиллярах, появляется бледность кожи с синюшным оттенком, наступает второй озноб. Третья фаза свидетельствует о несостоятельности механизмов физической терморегуляции. Требуются немедленные меры для прекращения этой фазы — массаж, физические упражнения, тепло, чтобы предупредить переохлаждение со всеми его вредными последствиями. Оздоровляющее действие водных процедур обусловлено первой и второй фазами. Систематическое закаливание прохладной водой сопровождается сокращением времени первой фазы, более быстрым переходом ее во вторую фазу, которая продолжается длительно и, медленно угасая, не переходит в третью. Наступление третьей фазы не следует допускать, она может наблюдаться при неправильном проведении закаливания — использовании слишком холодной воды или чрезмерно длительной процедуры.

Закаливание водой проводится в помещении, при обычной комнатной температуре воздуха. Нет необходимости специально нагревать воздух, но обеспечить отсутствие сквозняка надо обязательно. Даже короткое воздействие прохладного воздуха на мокрую кожу может вызвать резкое переохлаждение. В жаркое летнее время, если водные процедуры проводятся под открытым небом, ребенок также должен быть защищен от ветра.

Для местных процедур применяется более прохладная вода, чем для общих. Местное действие воды вызывает комплекс общих рефлекторных реакций, изменяющих физиологические функции всего организма.

В качестве общих закаливающих процедур можно использовать обтирание всего тела, обливание, душ, а также гигиеническую ванну с последующим обливанием водой, температура которой на 2 градуса ниже, чем в ванне. Наиболее сильное действие оказывает купание в открытом водоеме.

Начальная температура воды для обтирания детей 3—4 лет составляет 32 °С, для детей 5- 6 лет — 30 °С, для детей 6-7 лет — 28 °С. Через каждые 2-3 дня ее снижают на 1 °С и доводят до 22 °С летом и до 25 °С зимой для детей 3- 4 лет, до 20 °С и 24 °С — для детей 5-6 лет, до 18 °С и 22 °С — для детей 6-7 лет. По окончании обтирания ребенок должен быть тепло одет.

Закаливание детей обычно проводят родители, но необходимо с возрастом прививать детям самостоятельность в осуществлении закаливающих мероприятий. Так, дети дошкольного возраста могут и должны проводить их самостоятельно.

Простое полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры, применяемое систематически после каждого приема пищи, является превосходным средством, предупреждающим заболевания зубов и слизистых полости рта.

Любые гигиенические процедуры, связанные с применением воды, могут оказывать одновременно и закаливающее действие, если при этом соблюдать соответствующие правила.

—Выбирать средства закаливания водой с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.

—Начиная со слабодействующих процедур, постепенно переходить к сильнодействующим.

—Снижение температуры воды производить постепенно, с учетом возраста и состояния ребенка, характера процедуры и условий окружающей обстановки.

—Закаливающие процедуры проводить систематически, примерно в одно и то же время дня.

—Обеспечить хорошее настроение ребенка во время закаливания. В качестве местных закаливающих процедур могут быть использованы умывание, обтирание, мытье рук, мытье и обливание ног, игра с водой.

Рекомендации по закаливанию самых маленьких

Закаливание ребенка можно начинать уже в первые дни после рождения, однако после обязательной предварительной консультации врача. Если малыш здоров и врач не находит у него никаких признаков поражения нервной системы, если он нормально прибавляет в весе, закаливание принесет ему большую пользу.

 

Существуют определенные методы закаливания самых маленьких. Первый вариант заключается в следующем. Детей купают при температуре человеческого тела — 36,6 °С; в этих условиях ребенок чувствует себя хорошо, расслабляется. Во время купания подготавливается кувшин с водой на десять градусов холоднее, т. е. примерно 26 ° С для первого обливания. Ребенка, вынув из ванночки, держат на ладони спинкой кверху и сначала обливают ему пятки, а потом льют относительно прохладную воду по позвоночнику до головки. Затем, не вытирая, малыша промокают полотенцем и закутывают сначала в простую, а затем байковую пеленки. Одевают ребенка через 10—15 минут. Если такую процедуру дети переносят хорошо, то при использовании данной методики рекомендуется снижать температуру обливания каждые три дня на один градус, вплоть до температуры воды в кране. Нужно знать, что в первые разы ребенок при обливании от неожиданности и испуга может заплакать, но после согревания он быстро успокаивается, а в пеленках спокойно засыпает.

Можно использовать и другой метод. Каждый раз (несколько раз в день), когда проводится туалет ребенка, нужно делать обмывание теплой водой ягодиц и ног. Затем ноги быстро обмывают прохладной водой, после чего так же, как в первом случае, не вытирая, заворачивают малыша в теплые пеленки.

Для детей постарше (около года) хорошим методом закаливания является контрастный душ. Ребенка ставят под теплую воду, пока он хорошо не разогреется (в особенности ступни, ладони и воротниковая зона спины). Затем малышу быстро обливают ступни, ладони и спину прохладной водой, после чего сразу же снова ставят его под горячий душ. Подобную процедуру рекомендуется повторить не менее трех раз. Основным правилом является: начинать процедуру с согревания, а заканчивать — обливанием. После этого малыша вытирают не сразу, а опять же предварительно закутывают в махровую простыню или полотенце на несколько минут. Следует также помнить о том, что подобные процедуры оказывают на детей возбуждающий эффект, и правильно выбирать для них время (не перед сном).

Вместо душа для малыша можно использовать ванну с теплой водой. В этом случае его ладони и ступни периодически кратковременно обливают прохладной водой из-под крана (также не менее трех-четырех раз), а затем снова дают поиграть в теплой ванне. После последнего прохладного обливания ребенка укутывают в простыню и в одеяло, промокают, не вытирая, и лишь затем одевают и укладывают в постель. Динамика закаливания при данной процедуре создается за счет увеличения времени холодового воздействия.

О детском плавании

Полезно совмещать закаливание воздухом и водой, применяя комбинированные воздействия (непосредственно за воздушной ванной проводится водная процедура). Особо следует сказать о роли занятий плаванием для гармоничного развития ребенка.

Занятия в воде, связанные с преодолением ее сопротивления, могут стать важным фактором для общего гармоничного развития ребенка. Оздоровительное, лечебное и гигиеническое значение плавания в жизни ребенка трудно переоценить.

В процессе групповых или индивидуальных занятий детям дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется развивать вполне определенные навыки.

Первый этап — это обучение плаванию. С помощью различных упражнений нужно освоиться со свойствами воды и научиться продвигаться в ней. К концу данного этапа обучения ребенок должен уверенно чувствовать себя в воде и уметь плавать. Это означает, что он должен двигаться в воде без страха, ориентироваться с помощью движений рук и ног и при достаточно регулярном дыхании проплывать определенные отрезки. Чтобы добиться всего этого, необходимо изучить следующие основные плавательные навыки.

Дыхание. Конечная цель при освоении этого основного навыка состоит в том, чтобы уметь в регулярной последовательности производить выдох в воду и вдох над водой, чтобы постоянно обеспечивать организм кислородом.

Скольжение — умение после отталкивания скользить по поверхности воды на груди или на спине 3—4 м. Овладение этим навыком представляет собой важнейший шаг.

Ныряние — уверенно ориентироваться и двигаться в воде с открытыми глазами; при этом новичкам уметь противостоять ее воздействию.

Продвижение в воде. В данном случае речь идет о том, чтобы с помощью рук и ног при регулярном дыхании проплывать определенные отрезки.

Каких-то особых требований к качеству движений ребенку предъявлять, естественно, не следует, но важно освоить вышеназванные моменты в кратчайший срок.

В трехлетнем возрасте многие дети начинают посещать детский сад. Иногда приходится слышать, что именно в возрасте 3—5 лет ребенок боится воды и поэтому ему якобы трудно обучаться плаванию. Однако, по последним данным, таких детей в указанном возрасте совсем немного — не более 2-3%. С другой стороны, для естественного развития дошкольника работа по обучению плаванию целесообразна, если не необходима. Вместе с навыками плавания надо обучить ребенка самым важным правилам безопасности. В частности, продолжительность первых купаний не должна превышать 3-5 минут (в дальнейшем время можно постепенно увеличивать до 30 минут). Плавать рекомендуется не раньше, чем через 1,5— 2 часа после еды. При появлении озноба, вялости или головокружения — немедленно выйти из воды. После купания полезно разогреться легкой гимнастикой и растереть тело махровым полотенцем.


                                                                                                                                          Оценить статью:

Ключевые теги: Закаливание | Распечатать | Жалоба |

Источник: https://fito-center.ru




Комментариев: 0

Добавить комментарий