Танк оснащался 122-мм пушкой БЛ-13 с начальной скоростью снаряда тысяча метров в секунду, а лобовая защита корпуса выдерживала попадание снарядов этого же орудия в упор. Боевая масса «Объекта 257» должна была составлять 55 тонн, максимальная скорость – 50 километров в час.

В июне 1945 года под Берлином был обнаружен подорванный монстр Pz.Kpfw.Maus, и эта немецкая махина сильно повлияла на развитие тяжелых советских танков. 11 июня 1945-го наши специалисты разработали проект тактико-технических требований. По нему боевая масса утверждалась в 60 тонн, экипаж увеличился до пяти человек. Броня должна была обеспечивать защиту танка от попадания снаряда калибра 128 миллиметров. Как штатное вооружение планировались либо 122-мм пушка, либо 130-мм орудие с баллистикой корабельной системы Б-13. Исходя из этих требований в Ленинграде начали работу над развитием ИС-7. В сентябре-октябре 1945-го было подготовлено четыре варианта: «Объекты 258, 259, 260 и 261». Они отличались силовыми установками и типами трансмиссии (механической либо электрической). Выбор пал на «Объект 260», оснащенный механической трансмиссией и спаркой двигателей В-16, а также 130-мм пушкой С-26 конструкции ЦАКБ.

Это была настоящая революция в танкостроении, ничего подобного в мире не существовало

Эскизный проект «Объекта» стал основой первого варианта ИС-7, построенного в металле. В сентябре – декабре 1946 года выпустили два опытных образца, после испытаний которых в конструкцию внесли ряд изменений. Новый вариант ИС-7 был утвержден к постройке 9 апреля 1947 года. Он также проходил под шифром «Объект 260», но во многом представлял собой другую машину. Вместо С-26 устанавливалась доработанная пушка С-70 того же калибра. Очень сильно отличались конструкции корпуса и в особенности башни. Вместо спарки – 1200-сильный дизель М-50Т.

Первый опытный образец ИС-7 выпуска 1947 года вышел на заводские испытания 27 августа. Танк прошел 2094 километра, после чего отправился на министерские смотрины. Машина боевой массой 65 тонн развивала скорость 60 километров в час. По подвижности ИС-7 превосходил не только тяжелые, но и средние танки того времени. При этом отличался легкостью управления. Толщина брони в лобовой части обеспечивала надежную защиту не только от 128-мм пушки «Мауса», но и от выстрела отечественной С-70. Для облегчения заряжания орудие оснастили специальным механизмом, благодаря ему скорострельность составляла шесть – восемь снарядов в минуту. Это была настоящая революция в танкостроении, ничего подобного в мире тогда не существовало.

По итогам испытаний комиссия заключила: машина соответствует заданным характеристикам. Построили еще четыре образца, немного различавшиеся, поскольку шли постоянные доработки.

Осенью 1948 года опытный образец № 3 поступил на НИТ «Полигон». Шла речь о выпуске первой опытной партии из 15 танков, далее заказ расширили до 50 машин. Этим планам было не суждено сбыться. 18 февраля 1949 года вышло Постановление Совмина СССР № 701-270сс, согласно которому разработка и производство тяжелых танков массой более 50 тонн прекращались. Этим документом ставился крест как на ИС-7, так и на ИС-4. Машина была слишком тяжелой, что заметно усложняло транспортировку и эвакуацию, вес танка выдерживал не каждый мост да и количество железнодорожных платформ необходимой грузоподъемности оказалось ограниченно. Вместе с тем разработка ИС-7 не прошла даром: многие идеи использовали при создании «Объекта 730», принятого на вооружение как Т-10.

Ныне третий опытный образец ИС-7 можно увидеть в парке «Патриот». Без преувеличения эта машина стала лучшим тяжелым танком в истории. ИС-7 – настоящий памятник технической мысли, в нем собрали лучшее, что было на тот момент. Даже на фоне современных ОБТ детище советских танкостроителей не затеряется.

Вера Захарова,
сотрудник Музея бронетанковой техники