В Российскую империю иностранные пулеметы начали поступать в Первую мировую. Союзники поставляли автоматическое оружие разных систем, но большой популярностью пользовались именно пулеметы – французские «Шош» и английские «Льюис». Но к началу 20-х они устарели морально да и с ремонтом была засада – запчастей катастрофически не хватало.

Красной армии требовался ручной пулемет, поскольку именно он решал задачу сочетания движения малого пехотного подразделения и огневой поддержки и ставился во главу угла новой групповой тактики, которую начали разрабатывать в Первую мировую. Вначале ее основу составляла стрелковая цепь, затем волны цепей и, наконец, с 1916 года был принят групповой боевой порядок. В 1924-м, когда по новым штатам в стрелковые взводы РККА ввели пулеметное отделение, дефицит ручников сгладило включение в состав вооружения станкового пулемета.

На 22 июня 1941 года на учете в РККА было более 170 тысяч ручных пулеметов Дегтярева

Начальник мастерской ПКБ Ковровского завода Василий Дегтярев представил на конкурс по созданию оружия оригинальную разработку. За основу он взял свой автоматический карабин, сделанный еще в 1915 году. Совместив известные схемы газоотводной автоматики и запирания канала ствола двумя боевыми упорами, разводимыми ударником, он получил вполне рабочую систему, о которой одобрительно отозвался создатель первого русского автомата Владимир Федоров.

В июле 1924-го Дегтярев представил первый опытный образец пулемета с дисковым магазином. Комиссию возглавлял начальник школы «Выстрел» Николай Куйбышев. Работу отметили за выдающуюся оригинальность идеи, скорострельность, безотказность и значительную простоту в обращении. 6 октября 1924 года опытный образец испытали на стрельбище в Кускове, однако из конкурса он выбыл, поскольку сломался боек.

Следующий заход состоялся в сентябре 1925-го – Дегтярев представил новые образцы. Из двух экземпляров отстреляли пять тысяч патронов и снова неудача: на полигоне выяснилось, что выбрасыватель и ударник слабы, а пулемет чувствителен к запылению. В декабре на испытаниях при жестком морозе на 40 тысяч выстрелов пришлось 0,6 процента задержек, но и это стало поводом вернуть оружие на доделку. После нее мастер внес в конструкцию достаточно серьезные изменения. Наконец, в 1927 году дело дошло уже до испытаний под эгидой Артиллерийского комитета РККА. Они окончились благополучно. Комиссия опять-таки выявила недостатки, но, не дожидаясь, пока изобретатель их устранит, выдала заказ на сто пулеметов. Первые 10 образцов военпреды приняли в ноябре 1927-го, а всю партию – 3 января 1928-го. 60 образцов передали для войсковых и полигонных испытаний, продолжавшихся еще год. После них Дегтяреву рекомендовали добавить в конструкцию пламегаситель и сделали ряд замечаний. Усовершенствованный пулемет с измененным патрубком регулятора газовой камеры и пламегасителем испытали в августе 1928 года.

В окончательном виде ДП получил сменный ствол с пламегасителем и газовой камерой, ствольную коробку с прицельным устройством, цилиндрический кожух ствола с мушкой и направляющей трубкой, затвор с ударником, затворную раму и шток поршня, возвратно-боевую пружину, спусковую раму с прикладом и спусковым механизмом, дисковый магазин, складные съемные сошки. Ствол крепился в коробке прерывчатыми винтовыми выступами, для фиксации использовался флажковый замыкатель. На его средней части было 26 поперечных ребер для улучшения охлаждения. Однако практика показала, что это решение не слишком эффективно, и с 1938 года ребра наносить перестали, что сильно упростило производство. Магазин крепился сверху ствольной коробки. 49 патронов в нем размещались по радиусу носком пули к центру. Усилием спиральной пружины-улитки, закручивавшейся при снаряжении магазина, верхний диск вращался относительно нижнего и к окну приемника поступали патроны. Такая конструкция с радиальным размещением патронов сделала надежной систему питания при использовании отечественного винтовочного патрона калибра 7,62 с выступающей закраиной гильзы. Однако емкость магазина уменьшили до 47 штук, поскольку силы пружины не хватало подать последние патроны. При стрельбе ДП показывал приличную кучность. Для своего времени это было отличное оружие серийного производства – простое, надежное, высокотехнологичное.

В предвоенные годы мастер много трудился над модернизацией ДП и новыми ручными пулеметами. Автоматика оружия конструкции Дегтярева работала по принципу отвода пороховых газов из канала ствола. В то же время многие модели его ручных пулеметов имели свои особенности. Так, образцы, созданные в 1928 и 1930 годах, имели воздушное охлаждение ствола по типу РП «Льюис», возвратно-боевую пружину, перенесенную в приклад. Системы питания конструктор разработал двух видов – в модели 1928 года дисковый магазин с трехрядным расположением 63 патронов, в модели 1930-го – приемник под металлическую шарнирную звеньевую ленту по типу станкового пулемета Гочкисс Мle.1914. В 1936-м появился модернизированный ДПМ-36, отчасти скопированный с чехословацкого ZВ-26. Секторный магазин на 30 патронов крепился сверху ствольной коробки, возвратно-боевая пружина была перенесена в приклад. Быстросменный ствол и два типа легких универсальных треножных станков позволяли превратить ДП и ДПМ-36 в станковый или зенитный пулемет. Тогда же появился и десантный ручной пулемет Дегтярева, отличавшийся запиранием одной боевой личинкой, рукояткой перезаряжания в виде подствольного цевья, а также возможностью крепления клинкового штыка. Масса десантного «дегтяря» – всего семь килограммов при общей длине 1050 миллиметров. К нему Дегтярев сконструировал очень простой и легкий универсальный треножный станок. Впоследствии его приспособили и под штатный ДП.

Не все разработки мастера шли в серию. Во время московской обороны 1941 года в войска поступили ДП с глушителем, однако серийное производство этой модели так и не начали. Солдаты прекрасно обходились уже испытанным и привычным пехотным ДП.

Он же послужил и основой разработанного в 1928-м «Дегтярева авиационного», а годом позже – «Дегтярева танкового». Их отличали особенности установки и необходимость ведения более интенсивного огня, работы в ограниченном замкнутом объеме. ДТ без кожуха был снабжен выдвижным металлическим прикладом, пистолетной рукояткой, флажковым неавтоматическим предохранителем, двухрядным дисковым магазином на 63 патрона, стоечным диоптрическим прицелом до тысячи метров и сборником гильз. Для стрельбы вне танка к нему шли отъемная сошка и кронштейн с мушкой. Масса танкового «дегтяря» с магазином 10,25 килограмма, боевая скорострельность – 100 выстрелов в минуту. Этот пулемет ставили на все советские танки и над рулем мотоциклов. Авиапулеметы ДА и спаренные ДА-2 – на подвижные установки боевых самолетов (ТБ-3, Р-5). Схемы автоматики и узла запирания, воплощенные в ДП, мастер использовал также в крупнокалиберном и станковом пулеметах, в опытной автоматической винтовке – он реализовывал идею своего учителя Федорова об унификации оружия.

До 1929 года в цехах Ковровского инструментального завода было выпушено 500 танковых, две тысячи авиационных и четыре тысячи пехотных пулеметов. Испытав 13 образцов на живучесть в марте-апреле 1930-го, автор первого русского автомата Владимир Федоров выдал заключение: ресурс ДП-27 составляет 75 тысяч –100 тысяч выстрелов.

Перед Великой Отечественной войной выпуск ДП наладили в Сталинске Алтайского края. Усилиями алтайских и ковровских оружейников на 22 июня 1941 года на учете в РККА было более 170 тысяч ДП. Оружие настолько хорошо зарекомендовало себя в бою, что на тестовых испытаниях при приемке отстреливали всего пять патронов: двумя проверяли работу автоматики, тремя – кучность.

Иван Драгомиров