Страх крепостей: БР-5




Подписка

на новости




РЕЙТИНГОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ:     Действительно ли проросший картофель опасен для  |10 невероятных фактов об эффекте плацебо  |Масленок лиственничный, болотный. Перечный гриб.  |ПОДВОДНЫЙ ПЕТЕРБУРГ  |

Лента новостей  |   Лента комментариев  |   Интересное о разном  |   Опасно  |   Медицинские мифы  |   Необычное рядом  |   Животный мир  |   Изучаем историю  |  

Фито Центр » Оружие и боевая техника » Страх крепостей: БР-5

Страх крепостей: БР-5

дата : 11-11-2021   /   Оружие и боевая техника   /   просмотров: 474  / Оценить статью:

 


Илья Иванович Иванов. С 1937 года главный конструктор завода «Большевик», где под его руководством создан и принят на вооружение ряд образцов крупнокалиберных орудий для морской артиллерии. Участвовал в создании 100-мм корабельной универсальной пушки Б-34, 130-мм двухорудийной башенной установки. В 1939 году направлен на Сталинградский оборонный завод № 221 «Баррикады», где возглавил особое конструкторское бюро (ОКБ-221). Под его руководством созданы орудия большой и особо большой мощности: 280-мм мортира Бр-5, 210-мм пушка Бр-17, 305-мм гаубица Бр-18.


 

 

11-дюймовая мортира системы Шнейдера.

Советская артиллерия большой мощности унаследовала от Русской Императорской армии два образца особо мощных артсистем — 280-мм мортиру Шнейдера обр. 1914/15 гг. (25 орудий) и 305-мм гаубицу обр. 1915 г. (31 орудие). К середине 1930-х годов эти орудия устарели как морально, так и физически, кроме того, их количество считалось недостаточным. Возникла необходимость в создании и запуске в серийное производство новых образцов особо мощных орудий, в том числе и 280-мм мортир. 
Калибр новой артсистемы определялся стремлением использовать имеющиеся запасы боеприпасов. Поскольку в 1931 году была принята на вооружение 203-мм гаубицаБ-4, а также велась разработка проекта 152-мм дальнобойной пушки, было решено создать триплекс — три различные артиллерийские системы, использующие одинаковый лафет, что значительно упрощало производство и эксплуатацию орудий. Как и в случае с 152-мм дальнобойной пушкой, созданием 280-мм мортиры занялись конкурирующие конструкторские бюро заводов «Большевик» и «Баррикады». 
Проект мортиры завода «Большевик» получил индекс Б-33, руководство проектом осуществлял инженер Крупчатников. Ствол мортиры был изготовлен в 1935 году, на заводские испытания мортира была отправлена 1 февраля 1936 года. 
Особенностями конструкции орудия были скреплённый ствол из трубы, кожуха и казённика, а также поршневой затвор от мортиры Шнейдера. Ствол устанавливался на лафете гаубицы Б-4 без уравновешивающего механизма, поскольку он был уравновешен добавлением груза на казённик. На полигонные испытания мортира была отправлена 17 апреля 1936 года, в целом они завершились успешно и по их итогам было рекомендовано направить мортиру на войсковые испытания после устранения выявленных недостатков.
На заводе «Баррикады» проектом 280-мм мортиры, получившей индекс Бр-5, руководил Илья Иванович Иванов. Заводские испытания мортира прошла в декабре 1936 года. Полигонные испытания мортиры начались в апреле 1937 года, согласно заключению комиссии Бр-5 испытания не выдержала. Тем не менее, в серийное производство была запущена именно Бр-5 под официальным названием 280-мм мортира обр. 1939 г., причём первый заказ на изготовление мортир был выдан ещё до окончания полигонных испытаний, в мае 1937 года. Причины выбора Бр-5 вместо Б-33 неизвестны, на испытаниях последняя показывала лучшие результаты, в частности бо́льшую кучность и более высокую скорострельность, а также была менее массивной по сравнению с первой.
Первый заказ на 8 мортир Бр-5 был выдан заводу «Баррикады» в мае 1937 года. Позже, ввиду недоработанности системы, число заказанных на 1937 год орудий уменьшили до двух, однако ни в том, ни в последующем году изготовить их не удалось. Эти две опытные мортиры были поданы на полигон в июне 1939 года и отличались друг от друга способом заряжания. По результатам испытаний был выбран способ заряжания, аналогичный применённому в гаубице Б-4. Кроме этих двух опытных образцов, в 1939 году было изготовлено ещё 20 мортир, а в 1940 году — последние 25 орудий, на чём их серийное производство было прекращено.
280-миллиметровая мортира Бр-5Неудачная конструкция лафета орудий триплекса стала основанием для инициирования работ по разработке нового колёсного лафета, лишённого недостатков исходной гусеничной конструкции. В 1938 году Главное артиллерийское управление утвердило тактико-технические требования к новому колёсному лафету для дуплекса большой мощности (152-мм пушка Бр-2 и 203-мм гаубица Б-4), в 1940 году данный лафет предлагалось разработать и для Бр-5. Исполнителем задания стало КБ завода № 172 (Пермский завод) под руководством Ф. Ф. Петрова. Лафет получил индекс М-50, но работы по нему шли крайне медленно из-за большой загруженности КБ работами по другим системам. В итоге к началу войны всё ограничилось разработкой проекта, после чего все работы были прекращены.
Ствол мортиры скреплённый, двухслойный, состоит из трубы, кожуха и казённика. Труба состоит из нарезной части и каморы, в ствольной части труба имеет утолщение для уравновешивания ствола. Нарезная часть имеет 88 нарезов постоянной крутизны, ширина нарезов 6,97 мм, ширина поля 3 мм, глубина нарезов 3,4 мм. Камора состоит из двух конических и одной цилиндрической частей. Длина каморы 521,4 мм, объём каморы 18,159 дм³ (при бетонобойном снаряде). Кожух надет на трубу в горячем состоянии с натягом до 0,4 мм в замок, что исключает смещение трубы относительно кожуха. Казённик представляет собой стальную поковку, навинченную на конец кожуха, устройство казённика в целом аналогично таковому гаубицы Б-4. Затвор поршневой, типа Шнейдера, запирается в два такта, аналогичен по конструкции затвору гаубицы Б-4, но больше по габаритам. Противооткатные устройства воздушно-гидравлические. 
Цилиндры тормоза отката и накатника установлены в муфтах, закреплённых гужонами на люльке. Люлька цапфами лежит в цапфенных гнёздах верхнего станка и своим сектором связана подвижно с шестернёй главного вала. Тормоз отката гидравлический, содержит 41 л веретённого масла. Накатник гидропневматический, содержит 63 литра веретённого масла, давление воздуха — 40 атм. Откат при углах возвышения от 0 до 30° длинный (1300—1410 мм), при углах возвышения от 30 до 42° переменный (850—1410 мм), при углах возвышения от 42 до 60° короткий (850—880 мм). Противооткатные устройства при откате неподвижны. В отличие от лафета гаубицы Б-4 и пушки Бр-2, тормоз отката лафета гаубицы Бр-5 имеет шпонки переменного сечения, что делало возможным перестановку стволов разных орудий на один и тот же лафет только в заводских условиях, так как была необходима замена тормозов отката.
Первым боевым испытанием для Бр-5 стала Зимняя война: четыре таких мортиры с ноября 1939 года входили в состав 40-го отдельного артиллерийского дивизиона большой мощности. Мортиры приняли участие в прорыве линии Маннергейма, разрушая финские ДОТы. Всего в ходе этой войны мортирами Бр-5 было выпущено 414 снарядов.
Самым же известным боевым эпизодом применения этой мортиры в Великой Отечественной войне стал штурм Кёнигсберга.
В 1950-х годах мортиры Бр-5 были модернизированы и находились на вооружении как минимум до 1970-х годов.


                                                                                                                                          Оценить статью:

| Распечатать | Жалоба |

Источник: http://www.opoccuu.com/br-5.htm




Комментариев: 0

Добавить комментарий