Роль и место женщины в идеальном государстве Платона




Подписка

на новости




РЕЙТИНГОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ:     Действительно ли проросший картофель опасен для  |10 невероятных фактов об эффекте плацебо  |Масленок лиственничный, болотный. Перечный гриб.  |ПОДВОДНЫЙ ПЕТЕРБУРГ  |

Лента новостей  |   Лента комментариев  |   Интересное о разном  |   Опасно  |   Медицинские мифы  |   Необычное рядом  |   Животный мир  |   Изучаем историю  |  

Фито Центр » Общество » Роль и место женщины в идеальном государстве Платона

Роль и место женщины в идеальном государстве Платона

дата : 28-04-2023   /   Общество   /   просмотров: 323  / Оценить статью:

Не существует ни одного периода истории, в который женщина не испытывала бы по отношению к себе со стороны противоположного пола мизогинии, сексизма, предвзятости, предубеждения, унижения. Такое отношение к женщинам основывалось и основывается на убеждении превосходства мужского пола над женским во всех качествах, на якобы существующих гендерных различиях, в которых женщина явно уступает мужчине и поэтому не имеет равных с ним прав.

Вплоть до XX в. женщина не имела избирательного права, доступа к образованию; находясь в постоянной зависимости от отцов, мужей или других родственников – представителей мужского пола, принять любое элементарное решение без их прямого согласия она не могла; главной ее обязанностью, а зачастую и единственной, были домашние и материнские хлопоты.

Такое положение вещей обусловливалось патриархальным устройством большинства обществ и предполагало разные социальные функции представителям обоих полов, что наделяло их диаметрально отличными наборами прав и обязанностей. В настоящее время явно наблюдаемы изменения в отношении женщин: многие государства предоставили им избирательные права и свободный доступ к образованию; признали нецелесообразность гендерных различий путем научных исследований; в передовых странах мира женщины занимают равное положение с мужчинами, что закреплено в конституциях, но факт остается фактом: дискриминация в отношении женщины до сих пор имеет место. Где-то оно проявляется в скрытой форме, где-то в явной, как в странах, основанных на патриархальных законах шариата, где политические и общественные права, предоставленные женщинам, зачастую сводятся к нулю.

 

Это говорит об одном: вопрос о полном равноправии женщин и мужчин стоит все так же очень остро. Одним из первых мыслителей, затрагивавших эту насущную тему, был великий древнегреческий мыслитель Платон. Он родился в 427 (428) г. до н. э. в аристократической семье, и, следственно, получил блестящее образование: его учителем был сам Сократ, которого Платон боготворил и чье влияние испытывал. Несмотря на последовательность идеям Сократа, были и вещи, с которыми Платон был принципиально не согласен. Одна из них – права и природное происхождение женщины. Ученый муж недалеко возвысился над уровнем своего времени: он считал женщину принадлежностью дома; прав и свобод он для них не рассматривал, а свою жену, Ксантиппу, люто ненавидел, называя ее сварливой и дурной женой. Платон же, его ученик, мнения его не разделял. «Государство» – важнейшая работа Платона, написанная в 360 г. до н. э. В ней мыслитель описывает свое идеальное государство, его строение и положение людей в обществе. Город, по мнению Платона, появляется тогда, когда каждый из людей сам для себя бывает недостаточен и имеет нужду во многих. Люди рождаются сперва не слишком похожими на всякого другого, но отличными по своей природе и назначаются для свершения известной работы.

Так, идеальное государство Платона строится, зиждется на главном принципе – принципе справедливости, к познанию которой Платон приходит не сразу. Согласно ему, все члены общества должны занимать свои места в государстве и производить одно то, к чему их природа наиболее способна, так как производить свое и не хвататься за многое и есть именно справедливость. Кроме того, справедливая деятельность сообщает справедливость, а несправедливая – несправедливость. Справедливые граждане непременно составляют справедливое общество. Население города-государства Платон делит на три сословия – сословие правителей-философов, сословие воинов-стражей и сословие земледельцев и ремесленников. Первые два сословия составляют лучшие из граждан. Стражам характерны такие качества, как мужество, страстность, сила, философам – рассудительность, мудрость, постоянное стремление к истине, а демиургам – умеренность, просветленная сдержанность. Бог-образователь при этом, к тем, которые способны начальствовать, при рождении примешивает золота, к другим, помощникам им, серебра, а к земледельцам и прочим мастеровым – железа и меди.

Но какое место в этом обществе занимает женщина? Может ли она быть частью высших сословий? Будучи стражем, защищать государство и участвовать в войнах и будучи философом, управлять обществом? Ответ однозначный: да. Несмотря на то что Платон указывает на большую отличность женской природы от мужской, он отстаивает идею того, что нет никаких доказательств отличия женщины от мужчины в отношении занятий и способности к ним. «У распорядителей государства нет никакого дела, которое было бы свойственно женщине, поскольку она женщина, или мужчине, поскольку он мужчина. Силы природы равно развиты в обоих существах»2 . Независимо от того, что женщина во всем слабее мужчины, она имеет полное право стать стражевною, участвовать в войне, если она обладает выдающимися качествами и способностями и получает должное воспитание и образование, подобающее стражу. Осталось выяснить, достаточно мудры ли женщины для правления идеальным государством.

Согласно мыслителю, философия – высшая из наук, которая идет к единственной цели, – постижению истины. Пока у руля государства не встанут философы, будет существовать зло и несправедливость, а где они существуют, там неизменно справедливость будет побеждена. Именно философам свойственны правдивость, ненависть ко лжи, любовь к знаниям; при их правлении всем будут управлять разум и мудрость и не будет места порокам. Они будут способствовать воспитанию города, трудиться на гражданском поприще и много заниматься философией; таким гражданам, как гениям, а не то даже как блаженным богам, город должен воздвигать памятники и приносить жертвы. Платон отделывает для государства прекраснейших правителей, будто статуйщик, да и правительниц: он говорит не больше о мужчинах, как о женщинах, сколько которые из них по природе будут способны. Таким образом, женщины справедливо обретают право на правление, если у них все необходимое для властвования будет общее, наравне с мужчинами. Частная собственность представителям высших сословий как и мужчинам, так и женщинам, запрещена.

Философы и стражи беспощадно караются за хранение золота и серебра; кроме того, Платон считает, что в их душе всегда есть золото божественное от богов и что ни в чем человеческом они не имеют нужды: «Стяжав это сокровище, и не годилось бы осквернять его примесью золота тленного»3 . В обществе граждан им одним не должно принимать и касаться золота и серебра – так только спасутся они сами и спасут город, ибо собственность – привилегия крестьян и мастеровых, она не мешает им работать, но в отношении философов и стражей она губительна. Кроме того, лучшие женщины определяются лучшим мужчинам, когда худшие – худшим. Они закрепляют священный брак для деторождения и отдают ребенка на воспитание и служение государству: он не будет знать, кто его родители, и будет служить во благо обществу. Когда же и женщины, и мужчины переживут возраст рождения, мужчинам будет предоставлена свобода соединиться с кем угодно, кроме родственниц женского пола, а женщине – кроме родственников мужского. Так, Платон уже в IV в. до нашей эры дал предпосылки для полного равноправия мужчин и женщин, доказывая их одинаковые способности. В своем идеальном государстве он предоставил «слабому» полу право на ведение связей с любым представителем общества, возможность защиты и охраны государства и, что наиболее существенно, реальность достижения правления.

Бибичадзе Анна Георгиевна


                                                                                                                                          Оценить статью:

| Распечатать | Жалоба |

Источник: http://www.oboznik.ru/?p=48025




Комментариев: 0

Добавить комментарий