Охотник на танков: СУ-122




Подписка

на новости




РЕЙТИНГОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ:     Действительно ли проросший картофель опасен для  |10 невероятных фактов об эффекте плацебо  |Масленок лиственничный, болотный. Перечный гриб.  |ПОДВОДНЫЙ ПЕТЕРБУРГ  |

Лента новостей  |   Лента комментариев  |   Интересное о разном  |   Опасно  |   Медицинские мифы  |   Необычное рядом  |   Животный мир  |   Изучаем историю  |  

Фито Центр » Оружие и боевая техника » Охотник на танков: СУ-122

Охотник на танков: СУ-122

дата : 15-11-2021   /   Оружие и боевая техника   /   просмотров: 372  / Оценить статью:


Создатель Су-122 Н.В. Курин

Создание самоходно-артиллерийских установок на базе средних танков и организация их крупносерийного производства в годы Великой Отечественной войны стало одной из характерных особенностей развития отечественного танкостроения. История появления СУ-122 и последующих самоходок началась с того, что наши войска стали часто захватывать отдельные экземпляры немецкой самоходкй StuG III Артштурм  и успешно применять их в боях против их создателей. Боевые возможности StuG III по поддержке наступающей  пехоты оказали большое впечатление на командование РККА, и оно захотело непременно получить своё штурмовое орудие, только помощнее. Однако большая потребность в танках долгое время не давала возможности приступить к проектированию и производству самоходок. Но как только с конвейера Уралмашзаводастали сходить первые серийные «тридцатьчетверки», Государственный Комитет Обороны  постановлением № 2429сс от 19 октября 1942 года обязал конструкторов срочно разработать бронированную 122-мм самоходную гаубицу для подавления огневых точек и борьбы с танками противника. Приказом № 721 по НКТП на УЗТМ создавалась особая конструкторская группа под руководством Льва Израилевича Горлицкого, которая уже к 29 октября представила проект под кодовым наименованием У-35. На постройку опытного образца с учётом всех высказанных замечаний было отпущено всего лишь 20 дней, и 25 ноября прототип должен был приступить к государственным испытаниям. Опытный образец оказался готовым к испытаниям на пять дней позже.

Конструкция СУ-122

Вся моторно-трансмиссионная группа и ходовая часть танка Т-34 (о нём – ТуТ). сохранились без изменений; боевое отделение располагалось в передней части машины и было полностью бронировано; масса САУ – 29,6 т – была меньше массы танка Т-34, а скорость движения, проходимость и маневренность СУ-122остались как у Т-34

СУ-122 оснащалась четырёхтактным V-образным двенадцатицилиндровым дизельным двигателем жидкостного охлаждения В-2-34. Максимальная мощность двигателя составляла 500 л. с. при 1800 об/мин, номинальная – 450 л. с. при 1750 об/мин, эксплуатационная – 400 л. с. при 1700 об/мин. Пуск мотора производился стартером СТ-700 мощностью 15 л. с. (11 кВт) или сжатым воздухом из двух баллонов. Дизель В-2-34 оснащался двумя воздухоочистителями типа «Циклон», два трубчатых радиатора системы охлаждения двигателя устанавливались по обе стороны от него. Внутренние топливные баки на СУ-122располагались по бортам корпуса, в промежутках между кожухами пружин подвески, их общая ёмкость составляла 500 л. Также СУ-122 комплектовались четырьмя наружными дополнительными цилиндрическими топливными баками, по два вдоль бортов моторно-трансмиссионного отделения и не связанными с топливной системой двигателя. Каждый из них имел ёмкость на 90 л топлива. Запаса топлива во внутренних баках хватало на 600 км хода по шоссе.

Основным вооружением самоходки стала 122-миллиметровая гаубица М-30 образца 1938 года.

Штыревой верхний станок от 122-мм полевой гаубицы обр.1938 года М-30 ставился в гнездо специальной тумбы, смонтированной в передней части днища корпуса. На цапфах станка крепилась качающаяся часть гаубицы, причем ствол, люлька, противооткатные устройства, прицел и механизмы наведения были взяты штатные, без изменений. Необходимость бронирования качающейся части потребовала усиления пружинного уравновешивающего механизма, что было сделано без изменения его габаритов.

Боекомплект СУ-122 состоял из 36 осколочно-фугасных выстрелов раздельно-гильзового заряжания, которые укладывались в боевом отделении. Впоследствии боекомплект был увеличен до 38-40 выстрелов. В левой нише корпуса укладывались 24 снаряда, у моторной перегородки (вертикально) — 10 снарядов, на днище группы под орудием — 6 снарядов. Использовались выстрелы с осколочной гранатой сталистого чугуна 0-462А и взрывателем РГМ-2 или Д-1, с осколочной гранатой сталистого чугуна О-460А и взрывателем РГМ-2 или Д-1 и осколочно-фугасной стальной гранатой типа ОФ-462 (цельнокорпусной с привинтной головкой). Выстрелы с осколочно-фугасной гранатой обычно комплектовались зарядом № 1 и только латунными гильзами. Гильзы с зарядами размещались в основном в нише подкрылков с правой и левой стороны орудия. Осколочный снаряд при массе 21,76 кг имел начальную скорость 515 м/с. Летом 1943 года перед Курской битвой в состав боекомплекта был введен выстрел с кумулятивным снарядом сталистого чугуна БП-460А и взрывателем типа В-229, который обеспечивал пробитие лобовой брони любого немецкого танка. Однако малая дальность прямого выстрела (около 400 м) в условиях низкой скорострельности не позволила повысить боевую эффективность машины.
Из самоходной установки можно было вести огонь как прямой наводкой, так и с закрытых огневых позиций, при этом использовались таблицы стрельбы для 122-мм гаубицы образца 1938 года.Для самообороны экипажа установка снабжалась двумя пистолетами-пулеметами ППШ (о нём – ТуТ) с 20 дисками патронов (1420 штук) и 20 ручными гранатами Ф-1. У командира машины имелся перископический танковый прибор наблюдения ПТК-5, позволявший производить круговое наблюдение за местностью, и радиостанция 9РМ. Командир машины помимо своих прямых обязанностей выполнял работу правого наводчика по углу возвышения.

Броневая защита — противоснарядная. Корпус и рубка — сварные, выполненные из броневых катаных листов толщиной 15, 20, 40 и 45 мм, расположенных с различными углами наклона. Носовая часть корпуса была образована двумя наклонными броневыми листами, изготовленными из гомогенной брони высокой твердости марки 44С, приваренными к литой передней балке. Верхний лобовой броневой лист корпуса и рубки был сплошным, наклоненным под углом 50° от вертикали. И нем были сделаны амбразура под установку гаубицы и люк механика-водителя. Амбразура 122-мм гаубицы снаружи прикрывалась неподвижным лобовым щитом. На машинах второй серии (выпуска февраля-марта 1943 года) устанавливалась упрощенная броневая маска орудия с дополнительной броневой защитой противооткатных устройств.
Люк механика-водителя был смещен влево на 270 мм и уменьшен по размеру, поэтому он использовался только как смотровой люк. Кроме -того, в верхнем лобовом листе имелись: отверстие для стрельбы из личного оружия и три отверстия, закрываемые резьбовыми заглушками. Отверстие для стрельбы из личного оружия закрывалось броневой пробкой.

Для стрельбы прямой наводкой и с закрытых огневых позиций использовался один панорамный прицел с полунезависимой линией прицеливания. Головка панорамы выходила под бронированный козырек корпуса, имевший боковые отверстия для обзора местности, которые при необходимости могли закрываться шарнирными крышками. Относительно большой состав экипажа (5 человек – впереди и слева от орудия располагался механик-водитель, в рубке справа сидел командир, слева – наводчик, сзади – два заряжающих) был необходим, потому что 122-мм гаубица имела поршневой затвор, раздельное заряжание и разнесенный по обе стороны орудия механизм наведения (слева находился маховик винтового поворотного механизма, а справа –  маховик секторного подъемного механизма). Орудие имело угол горизонтального наведения 20 градусов (по 10 градусов на сторону) и вертикальный угол от +25 Со до -3 Со. В целом общее число деталей, заимствованных от танка Т-34, составляло 75%; остальные были новыми, специально спроектированными для СУ-122.

 

Производство СУ-122 продолжалось на Уралмашзаводе с декабря 1942 года по август 1943 года. За это время завод выпустил 638 САУ.


                                                                                                                                          Оценить статью:

| Распечатать | Жалоба |

Источник: http://www.voennoe-delo.com/su-122.htm




Комментариев: 0

Добавить комментарий