Фитопаротерапия в амбулаторной практике




Подписка

на новости




РЕЙТИНГОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ:     Действительно ли проросший картофель опасен для  |10 невероятных фактов об эффекте плацебо  |Масленок лиственничный, болотный. Перечный гриб.  |ПОДВОДНЫЙ ПЕТЕРБУРГ  |

Лента новостей  |   Лента комментариев  |   Интересное о разном  |   Опасно  |   Медицинские мифы  |   Необычное рядом  |   Животный мир  |   Изучаем историю  |  

Фито Центр » Терапии » Фитотерапия » Фитопаротерапия в амбулаторной практике

Фитопаротерапия в амбулаторной практике

дата : 10-02-2020   /   Терапии / Фитотерапия   /   просмотров: 355  / Оценить статью:

 

Абрамова Т.А., Корсун В.Ф.

Реабилитационный центр «Мединар», Москва; РУДН.

      

          Гипертермия как лечебный фактор имеет давнюю историю, но, несмотря на это, продолжает привлекать к себе возрастающее внимание специалистов в различных областях медицины. Еще в XIX ст. И. Кнейп отмечал высокую эффективность паровой бочки с отваром сенной трухи, назвав этот метод «русским» (И.Кнейп, 1898). Более того, есть все основания считать, что истинные перспективы его ближайшего развития еще только приобретают свои очертания в наши дни. Естественно, что это во многом зависит от информационного и технического обеспечения такого прогресса.

     По данным отечественной литературы зачинателями научно обоснованной гипертермии можно считать ученых НИИ онкологии и медицинской радиологии под руководством проф. Н.Н. Александрова, выпустивших в 1980, монографию «Применение гипертермии при лечении злокачественных опухолей».

        Пока современная термобиология не может дать исчерпывающие ответы на вопросы, выдвигаемые практикой медицинского применения зональной и общей гипертермии. Имеющийся материал экспериментальных исследований и теоретических построений позволяет лишь в общих чертах объяснить природу наблюдаемых феноменов, нередко на основании гипотез и догадок. Возникающие под влиянием обычных тепловых режимов изменения удобнее рассматривать на трех уровнях: молекулярном, клеточном и тканевом.

    Молекулярные процессы при термической нагрузке в наибольшей         степени касаются состояния белковых структур. Известно, что при определенном температурном рубеже белок подвергается необратимой денатурации, которой, правда, предшествует короткая стадия обратимых термических повреждений. Коагуляция белка, т.е. стойкая потеря упорядоченности структур, образующих его молекулу, означает его полную инактивацию с переходом в иное не только физико-химическое состояние, но и  биологическое качество. Денатурированный  белок становится агентом внутренней агрессии (как не вспомнить метод аутогемотерапии, инъекции пирогенала, продигиозана и пр.), особенно если он не трансформировался в нерастворимый коагулянт. При дальнейшем повышении теплового режима остатки белковой молекулы еще более уплотняются и обугливаются.

      При определенной продолжительности температурного воздействия те или иные повреждения белковой молекулы могут развиться или закрепиться. При прочих равных условиях денатурация разных молекул белка должна иметь избирательный характер. И тогда только термолабильные белки подвергаются селективному повреждению с последующим нарушением нормального белкового «пейзажа» (Ф.В. Баллюзек и соавт., 2001).

     Денатурированные термолабильные белки в значительной степени становятся источником эндотоксикоза, запуская тем самым механизмы реагирования на него со стороны соответствующих «санитарных» систем организма. Одной из них является кинин-калликреиновая ферментная система, активация которой на определенном этапе начинает играть сугубо отрицательную роль. Поэтому меры по нейтрализации избытка циркулирующих протеиназ нередко становятся важным условием профилактики тяжелых форм «термического шока».

       Изменения белковых молекул под влиянием повышенной температуры не всегда, однако, вызывают повреждения. Однако за основу получаемого теплового эффекта авторы взяли результаты, указывающие на то, что при создании повышенной температуры тела в организме у пациента создаются условия появления в организме белков теплового шока. Они становятся источником толерантности к последующим термическим воздействиям. Есть данные, что они выполняют функцию, присущую общему классу соединений – цитокинов, т.е. становятся регуляторами внутриклеточных и межклеточных взаимоотношений (Ф.И. Баллюзек и соавт., 2002).

       Влияние тепла на состояние белковых молекул отнюдь не ограничивается прямым температурным повреждением. Белковая молекула способна к саморегуляции за счет изменения активности метаболических процессов, обеспечивающих ее энергетику. Поступающие извне избытки тепла не могут не нарушать эти процессы. Как и другие виды энергетической «накачки» , тепло вызывает сложный каскад изменений в переходах энергии на другие уровни за счет влияния на внутримолекулярные механизмы ее преобразования (колебательные, резонансные, пъезо-, пироэффекты и др.). Тепло неизбежно дезорганизует процессы адаптации белковой молекулы к другим внешним и внутренним воздействиям, влияя на особые каналы распространения энергии по молекулярным цепям, на возникновение нелинейных молекулярных колебаний и др.

     Клеточный  уровень начинается с клеточной мембраны и ее окружения. Объем информации о влиянии  термических факторов на эти объекты сегодня достаточно обширен, особенно в связи с действием тепла на нормальные и патологические, в частности, опухолевые клетки. Доказано, что при внешних энергетических условиях, даже весьма слабых, вода способна оказывать на клеточную мембрану не только термическое, но и механическое влияние, покидая липидный бислой и меняя тем самым поляризацию последнего.

       Контроль за иммунограммой при выполнении общей гипертермии у пациентов с онкологическими и неопухолевыми заболеваниями, А.И. Джахинян, (1986) подтвердил включение в процесс сложной системы иммунного реагирования: рост активности всех звеньев гуморального (иммуноглобулины, В-лимфоциты и др.) и клеточного (системы Т-лимфоцитов, мононуклеаров) иммунитета, даже на фоне резкого угнетения в результате далеко зашедших стадий   опухолевых и других патологических  процессов.

    Тканевой уровень определяет роль аппарата метаболического обеспечения клеток, в частности кровоснабжения под влиянием гипертермии. На уровне температуры до 40 – 410 наблюдаются сдвиги благоприятного характера) сглаживание гематокритов центральных  и  периферических сосудов, уменьшается доля глобулярного объема, находящегося в зоне медленной циркуляции, т.е. можно говорить об улучшении микроциркуляции. При этом возрастает активность антиагрегационной системы, о чем можно судить по уменьшению уровня СОЭ, возрастанию величины дзета-потенциала эритроцитов, по повышению резистентности эритроцитов и тромбоцитов к механической и соматической травме. Наблюдается сдвиг в сторону спонтанной гиперкоагуляции, что должно контролироваться уровнем протромбинового индекса крови.

     При температуре 420 появляется тенденция к нарушениям шокового характера, вплоть до развития ДВС-синдрома. При этом увеличивается концентрация трипсина и других протеиназ в крови,  лимфе и других жидкостях организма. При таких заболеваниях, как выраженные воспалительные процессы в суставах, онкологическая патология – эти нарушения оказываются благоприятными, поскольку нарушается кровоснабжение опухолью и  синовиальной ткани пораженного сустава и резко повышается чувствительность к тепловому повреждению.

      Нельзя забывать и многоплановое воздействие биологически активных веществ лекарственных растений, используемых при проведении фитопаросауны (табл. 1).

 

Таблица 1. Фармакодинамика ряда лекарственных растений,   

                    используемых при  проведении фитопаросауны  

 

 

Механизм действия

Лекарственные растения

Противовоспалительное

Аир, девясил, чистотел, эвкалипт, фиалка, хвощ, душица, ромашка, трифоль,

Противоаллергическое

Тысячелистник, крапива двудомная и глу-

хая, хвощ полевой, лагохилус, фиалка трех-

цветная, медуница, курильский чай

Улучшающие микроциркуляцию

Арника, гинкго билоба, каштан, таволга

Противоэкссудативное

Таволга, ива, тысячелистник, манжетка,

Астрагал, пастушья сумка, чистотел

Иммуностимулирующее

Аралия, левзея, родиола, элеутерококк,

алоэ, каланхоэ, эхинацея,

Обезболивающее

Мята, мелисса, багульник, душица,сабельник

Кремний – содержащее

Хвощ, медуница, пикульник, крапива

Ноотропное

Родиола розовая, маакия, сабельник

Лимфотропное

Манжетка, сабельник, таволга, хвощ, левзея

Мочегонное

Хвощ, брусника, толокнянка, грушанка, гру-

ша, дягиль, паломерия, княжик, палзерия, уснея, патриния, шизонепета.

 

 

       Следует иметь в виду и нанесение фитобальзама в паравертебральную зону, в результате чего улучшаются обменные процессы в зонах Захарьина-Геда, что проявляется улучшением общего состояния и регуляции органов и систем.

      В представленном пособии В.Ф. Корсуна и Т.В. Чуйко (2003) впервые в отечественной практике были даны собственные и обобщающие данные по применению комбинированного фитотерапевтического воздействия (пара с высокой концентрацией лекарственных трав, нанесения растительного бальзама и прием фиточая) в оздоровлении и лечении ряда заболеваний. Это касалось, в первую очередь, сосудистой патологии на фоне сахарного диабета, атеросклероза, почечной патологии, гормонозависимых образований у женщин (миома, мастопатия) и заболеваний опорно-двигательного аппарата (артрозы, артриты, остеохондрозы и пр.

   К сожалению, предложенные к настоящему времени технические решения для проведения фитопаратерапии страдают рядом существенных конструктивных и методических недостатков. Некоторые не приспособлены для проведения глубокой очистки кожного покрова пациента и профилактики заболеваний. Другие могут быть использованы только для проведения гигиенических процедур, воздействуя обыч­ным паром Третьи производят тепловое и фитовоздействие только на органы дыхания и не оказывают профилактического и лечебного эффекта на организма в целом.

       Исключение, на наш взгляд, составляет модель устройства для профилактики и лечения с помощью фитопаротерапии (фитожара), предложенная В.П. Лосевским (1999).

       Целью нашейработы являлось дальнейшее совершенствование и развития данного метода. В первую очередь ставилась задача максимально исключить непосредственный контакт жидкости  и фитосубстанции и минимизировать расход тепловой энер­гии в процессе парогенерации.

   Результатом 35 летней работы автора данной установки – народного целителя Хакассии – Анатолия Яковлевича Кириллова явилось создание принципиально новая конструкция фитопарогенератора, имеющая электронагревательные элементы, устройства автоматического регулирова­ния давления и позволяющая использовать три и более ёмкости для трав (Абрамова Т.А., Мощевитин С.Ю.,2003).   В конструкцию была также добавлена охлаждающая камера, позволяющая готовить настои трав непосредственно в процессе фитопаротерапии. Это дало возможность до­полнительно оздоравливать пациента целебными травяными настоями после сеанса фитопаросауны.

     В конструкцию кабины введены паропроводы, которые, с одной стороны, позволяют изолированно подавать пар на ноги, на пояснично-крестцовую область и на область шеи и спины пользователя, а с другой стороны, при одновременном открытии паропроводов обеспечивают равномерный обогрев тела и равномерное воздействие фитопара. Имеющиеся в конструкции вентили позволяют регулировать давления пара, что дает возможность регулировать температурный режим в кабине.

      Испытания разработанной фитопароустановки проводились на базе реаби-литационного центра «Мединар». Опыт применения данного изобретения составляет один года. Методика Фитопаротерапии с использованием предложенной конструкции фитопаросауны была апробирована на 185 пациентах в возрасте от 16 до 65 лет с широким кругом заболеваний. Основную массу пациентов составили  больные страдающие:

  • Сосудистой    недостаточностью  нижних конечностей.
  • Хроническими артрозами и остеоартрозами неинфекционного характера, деформирующим спондилезом, псориатическим полиартритом, остеохондрозом, коллагенозами,
  • Болезнями печени, почек и желудочно-кишечного тракта вне стадии обострения.
  • Кожными заболеваниями вне стадии обострения (нейродермит, псориаз, экзема).

В качестве противопоказаний рассматривались:

  • Острые   воспалительные, гнойные, грибковые и вирусные заболевания кожи.
  • Раковые заболевания кожи и внутренних органов Ш — IV стадии.
  • Гипертоническая болезнь II Б - Ш ст., ишемическая болезнь сердца ФК-2-3 с преходящим нарушением ритма сердца; артериальное давление выше 180/100 мм рт. ст.
  • Острые и декомпенсированные хронические заболевания печени   и   почек  
  • Беременность и состояние после родов.
  • Психические заболевания
  • Индивидуальная непереносимость трав.
  • Алкогольное опьянение любой степени.

      Курс лечения состоял из 10-20 процедур, включающих в себя пребывание в фитопаросауне в течение 15-20 минут, с последующим втиранием бальзамов в паравертебральную зону бальзамов. Каждый пациент в процессе процедуры получал фиточай.

       Соотношение трав и воды в парогенераторе составляло 1:10. Бальзамы  для паравертебрального втирания готовились путем смешивания растительного концентрата, получаемого после дневной работы парогенератора и растительного (подсолнечного, рапсового, горчичного, кукурузного) масла в соотношении 1 : 1.  Фиточай в дозе 200 - 250 мл давался однократно и также готовился непосредственно в центре.

   Составы сборов  включали около 50 наименований трав, разрешенных к применению Государственным реестром. Составы сборов готовились для каждого пациента индивидуально в соответствии с общепринятыми критериями фитотерапевтической практики. Использовались также патентованные сборы, предложенные В.Ф. Корсуном с соавт.(2004).

     Положительные результаты в общей массе больных составили 80%.  У 4-х больных наблюдалась индивидуальная непереносимость лекарственного растительного сырья; у 3-х пациентов – кратковременная гипотония.

     У 59 из 60 пациентов отмечены положительные результаты, чаще в виде значительного улучшения общего состояния и лабораторных показателей.

       Таким образом, проведенные клинические испытания предложенной модели фитопаросауны показали её высокую эффективность.

       Отмечена высокая эффективность фитопаратерапии за счет возможности дифференцированной подачи пара на различные части тела. Повышена переносимость фитопаротерапии за счет возможности управления температурным режимом в кабине пользователя.

       Возможность приготовления настоев трав в процессе непосредственной работы фитопарообразователя повышает экономичность расхода лекарственных трав.  А отсутствие непосредственного контакта воды и лекарственного сбора положительно сказываются на эффективности терапии в целом и качестве получаемых травяных настоев. Использование электронагревателя в отличие от природного газа в процессе парообразования повышает безопасность предложенной конструкции и открывает более широкие перспективы применения метода фитопаротерапии в медицинских и оздоровительных учреждениях.

                                                                                

Литература

1.Абрамова Т.А., Мощевитин С.Ю. Применение новой физиотерапевтической установки для фитопаросауны// Практ. фитотерапия. 2003.-№3.С. 9-12.

2. Баллюзек Ф.В. и соавт. Управляемая гипертермия. – СПб., 2001.

3. Корсун В.Ф., Чуйко Т.В. Фитопаросауна: Метод. пособие для мед. работников. М.:РУДН, 2003.

4.  Кнейп И. Мое водолечение/ Пер с нем. М., 1898.  

5. Лосевской В.П. Устройство  для профилактики и лечения с помощью фитопаротерапии нарушений обменных процессов различной этиологии// Свидетельство о полезной модели № 10572 – 1999 г.

По материалам РАНМ, Кафедра фитотерапии РУДН


                                                                                                                                          Оценить статью:

| Распечатать | Жалоба |

Источник: https://fito-center.ru




Комментариев: 0

Добавить комментарий