Подписка

на новости




РЕЙТИНГОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ:     ВОСАК 40 Ч.2 Для верующих  |Кратко о витаминах  |ВОСАК 40.  |Расшифровка биохимического анализа крови.  |

Лента новостей  |   Лента комментариев  |   Интересное о разном  |   Опасно  |   Медицинские мифы  |   Необычное рядом  |   Животный мир  |   Изучаем историю  |  

Фито Центр » Изучаем историю » Счастливое советское детство. Мистерия пионерских костров

Счастливое советское детство. Мистерия пионерских костров

дата : 11-05-2021   /   Изучаем историю   /   просмотров: 44  / Оценить статью:

Когда-то давно, в детстве, я первый раз поехал в пионерский лагерь. В завершение смены у нас был прощальный пионерский костер. Помню, как мы с замиранием сердца ждали темноты, чтобы увидеть пламя. Теперь, по прошествии многих лет, я понимаю, что этот костер с пионерскими песнями, взлетающими в ночное небо, и был по сути мистерией, в которой зарождалось новое, возвышенное чувство коллективизма, товарищества, братства.

С чего же все начиналось? 7 мая 1922 года в Сокольническом лесу в Москве был проведён первый пионерский костёр. В Советском Союзе, День Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина или, говоря проще - День пионерии, - официально отмечался 19 мая. Именно в этот день в 1922 году 2-я всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов. Социальная иерархия: октябрёнок - пионер - комсомолец, была направлена на создание у советских детей и подростков внутреннего идеологического стержня, стремления совершенствоваться.

 



 

Пионер аполитичен, а в убеждениях свободен так же, как и в одежде. Лишь по торжественным случаям надевает военную рубашку цвета хаки — цвета защиты. По выходным он заседает в детско-юношеском центре на территории бывшего детского садика. Впрочем, «заседает» — слово неподходящее. Удобное место для беседы с членом организации нам приходится искать, переступая через полотнища парашютов и абстрактные доски, над которыми парят юноши и девушки, налаживая что-то в непростых устройствах.
Современный пионер: «Субкультура? В этом что-то есть!»

 

Когда тебе 10-15 лет, как-то особо не задумываешься, что означают те или иные события в жизни. Костер – это костер, прием в пионеры, тоже вроде все ясно, ты стал пионером. Но сейчас, я, вспоминая и анализируя те события, могу сказать, что вся пионерская жизнь была наполнена символизмом и ритуалами. Как и любой рыцарский орден, как любой религиозный культ. Такие ритуалы как: ритуал приема в пионеры, торжественная клятва, ритуал посвящения в пионеры, пионерская линейка, ритуал пионерского костра и т.д. А теперь символы: красный галстук, значок пионера, салют пионера, пионерское знамя.… С каждым символом была связана своя легенда. Например, вот что как описывается символ пионерского значка:

 



Пионерский значок представляет собой изображение пятиконечной красной звезды (символ единства, трудящихся пяти континентов) с профилем В.И. Ленина в центре звезды (знак принадлежности к Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина и верности пионера ленинским заветам), выше верхних лучей звезды пионерский костер с тремя языками пламени (символ единства поколений коммунистов — комсомольцев — пионеров), нижние лучи звезды перевиты лентой со словами «Всегда готов!» (символ готовности пионера к борьбе за дело Коммунистической партии).

Символ огня, превратившийся в пионерской организации в символ пионерского костра, встречается в гимне пионерской организации «Взвейтесь кострами, синие ночи! Мы - пионеры, дети рабочих!» , в значке и в самом ритуале пионерского костра. Этот символ проходит через всю жизнь пионера, ведь именно во время ритуала пионерского костра можно было как никогда полно, ощутить себя членом пионерского братства, почувствовать плечо товарища.

Приведу одну из легенд о пионерском костре, а их было множество:

«Эта история произошла давным-давно в лагере. Лагерь был еще очень молодым. В нем была всего одна дружина и маленький коллектив вожатых.

 

После двух российских революций наступили иные времена, и молодое Советское государство нуждалось в новой молодежной политике, сообразной новой идеологии. Был создан многоступенчатый институт, куда молодое поколение попадало, начиная с детства, а выходило, заканчивая уже вполне зрелыми годами (28 лет). Этот институт состоял из нескольких организаций: октябрятской, пионерской и комсомольской. Главной их особенностью стала четкая идеология (в последние десятилетия, правда, вполне формальная). Кроме того, такая система стала однозначно выстроенным социальным лифтом будущих партийных работников, ведь именно КПСС тогда была основным центром принятия всех решений в стране.
Молодежная политика: прошлое, настоящее, будущее

 

Первые отряды не были дружными. Но прошло некоторое время, и все стали замечать , что с одним отрядом что-то творится. Все мальчишки и девчонки в этом отряде были не такими, как их товарищи. Они относились друг к другу не так, как все остальные: мальчишки всегда брали на себя трудную работу, помогали девчонкам; девчонки заботились о мальчишках – и никто никого не оставлял в беде. Увидят грустное лицо – и сделают все, чтобы печаль оставила товарища. Никто сначала не мог понять причины такой перемены, а потом стали замечать, что каждый вечер эти ребята уходят в лес и возвращаются оттуда оживленными и счастливыми. И вожатые решили узнать тайну этого отряда. Долго пришлось в следующий вечер им идти в темноте по следам, и вдруг между темных стволов сосен перед ними блеснуло высокое пламя костра. Вожатые увидели, что мальчишки и девчонки сидят вокруг костра плечом к плечу и поют песни, и говорят о разных вещах: о любви и дружбе, о беде и радости, о добром и злом – о том, что их волнует, чем они хотят поделиться с друзьями. А когда пришло время возвращаться, ребята взялись за руки, и над лесом понеслись тихие слова: « Лагерный день окончен, день отшумел…» И домой они возвращались, держась за руки. Вожатым было над чем подумать.

И с того самого дня все больше и больше костров вспыхивало вокруг лагеря. И маленькие искорки от них селились в душах ребят. Традиция эта жива и по сей день. Во многих лагерях, как и в лагере, ребята вечерами собираются вокруг костра или свечи, обсуждают проблемы прошедшего дня, говорят о том, что им дорого».

Неудивительно, что пионерская организация имела свои символы и ритуалы, ведь они служили только для одного, а именно, для сплочения людей общими интересами и целями, для того чтобы такое сообщество могло решать глобальные задачи в будущем. По-моему, именно это имел в виду С.Е. Кургинян в 46 выпуске передачи «Суть Времени», говоря о «когерентных сообществах», которым (и только им) по силам изменять мир.

 

 

И напоследок приведу стихотворение, которое написал Александр Бывшев.

Пионерский костер.

Расцветала земля, маем пахла сирень
И листвой шелестела зелёной.
Наступил долгожданный счастливый наш день,
Когда все мы единой колонной
В парк отправились дружно среди кумача
Бодрым шагом вдоль улиц и скверов
Самый радостный праздник ребят отмечать -
День рождения всех пионеров.
И стучала в висках от волнения кровь.
За речёвкой речёвка звучала.
И неслась вдаль и ввысь барабанная дробь,
Отмеряя часы до начала...
Ярким пламенем вспыхнул костёр, наконец.
Вкруг него мы спешили собраться,
Чтоб почувствовать жар наших юных сердец
И тепло пионерского братства.
На сверкавший огонь я со всеми смотрел.
И светлели от отблесков лица.
Красный галстук в ночи душу каждому грел,
И никто не хотел расходиться.
Запевала задорно закинул вихор,
И мы грянули "Взвейтесь кострами"...
Сколько лет уж прошло, a стоит до сих пор
Тот костёр в парке перед глазами.


                                                                                                                                          Оценить статью:

| Распечатать | Жалоба |

Источник: http://www.chaskor.ru/

Поделиться новостью:




Комментариев: 0

Добавить комментарий